Разделы


Личность Мустая Карима как педагогический феномен
Страница 2

Материалы » Жизнь и творчество Мустая Карима » Личность Мустая Карима как педагогический феномен

В контексте проблемы, обозначенной в названии, интересным представляется отношение самого поэта к такой философско-педагогической категории как личность. На вопрос: «Что вы вкладываете в понятие личности?» последовал ответ поэта: «Личность - это творящее, изучающее начало. Это - незаурядность. Но не всякий творческий человек - личность. Я знаю очень крупных деятелей, которые достигли больших успехов, наделены властью, но мало кого из них я воспринимал как личность. На личности лежит какая-то незаметная печать. Это не связано ни с образованием, ни с опытом. Я помню пастуха из аула, я не помню, что он говорил, но я помню, что он имел особую притягательную силу. Нельзя сказать, большая или маленькая личность. Можно сказать, большой или маленький талант».

Как видим, по Мустаю Кариму, личность - это творец. Думается, не случайно поэт так обозначил личность, так как проблема созидателя в его творчестве занимает доминирующее место.

По свидетельству М.Н. Ломуновой, Мустай Карим гениев назвал достоянием всех народов, ибо сотворённое ими вобрало духовный опыт многих наций. Данное утверждение уместно и по отношению к башкирскому поэту, писателю и педагогу. Мустай Карим - личность, вышедшая далеко за пределы лишь национального достояния.

Концепция роли творца, утверждаемая писателем в его произведениях, обретает теоретическое обоснование. «Удел гениев таков, - говорит он, - что они, мыслью и деянием опередившие своё время, потом, после десятилетий и столетий освещаются светом, идущим к ним из будущего».

Светом, идущим из будущего, будет для миллионов молодых людей сама личность Мустая Карима. Его слова:

Лишь спутником собственной тени

На свете не буду я

стали пророческими не только потому, что

Сквозь лёгкость удач я джигитом летел

В исканьях я к мужеству шёл,

Но лишь от печалей, от слёз и потерь

Я голос поэта обрёл

а ещё и потому, что жизненные коллизии не сломали его:

Приходила вдруг беда,

Чтобы испытать меня .

Верил в солнце я всегда.

Без надежды не жил дня!

Без сомнения, слова поэта:

Сколько их, коней, не в белой пене,

А в поту натужном воз везут

дополняют автобиографические строки:

И так всю жизнь, рудой в горниле,

Железам в тигле! Как металл!

Горел, сгорел - хоть и студили .

Любил и человеком стал.

Став человеком, гордостью и символом своего народа, он напишет:

В дороге - ноги. В песне - думы . Хочешь,

Прислушайся! Я по земле иду.

И днём - по солнцу и по звёздам - ночью

Свой путь определяю на ходу.

И путь, пройденный поэтом, был наполнен всем тем, что составляет жизнь. Почитаем самого поэта:

Со счастьем я не расставался,

В согласье с ним - пустился в путь .

Счастливыми я любовался. Им не завидуя я ничуть.

Мир Мустая Карима, отмечает М. Ломунова, светел и тревожен. Зыбкая граница между лирическим «я» и личностью автора стирается почти начисто. Он нелегко живёт, герой поэта, сам поэт, потому что:

И бег стремительных счастливых дней,

И птичьи голоса, и шум лесов,

И радость, и страданья людей -

Всё честный стих в себя вобрать готов.

Личность поэта притягательна для молодёжи по нескольким причинам. Во-первых, как признаётся сам М. Карим, он не тихий, беспечный жилец. «Я стучу, шумлю, спорю, критикую, даже возмущаюсь, ни от чего не отмалчиваюсь: таким образом, воюю за порядок в моём доме. Но я не ворчу, не злословлю, не сплетничаю, не фыркаю в кулак, это не моё, хозяина, дело .». Во-вторых, для него важно не что из себя человек представляет, а зачем живёт:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Летопись
Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т. к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и ...

Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького
Первый учитель Горького – В.Г. Короленко сразу же обратил внимание на какие-то новые, трудно поддающиеся определению особенности художественной манеры своего ученика. Он сказал Горькому о рассказе «Старуха Изергиль»: «Странная какая-то ве ...

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, — “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест про ...