Разделы


Личность Мустая Карима как педагогический феномен
Страница 2

Материалы » Жизнь и творчество Мустая Карима » Личность Мустая Карима как педагогический феномен

В контексте проблемы, обозначенной в названии, интересным представляется отношение самого поэта к такой философско-педагогической категории как личность. На вопрос: «Что вы вкладываете в понятие личности?» последовал ответ поэта: «Личность - это творящее, изучающее начало. Это - незаурядность. Но не всякий творческий человек - личность. Я знаю очень крупных деятелей, которые достигли больших успехов, наделены властью, но мало кого из них я воспринимал как личность. На личности лежит какая-то незаметная печать. Это не связано ни с образованием, ни с опытом. Я помню пастуха из аула, я не помню, что он говорил, но я помню, что он имел особую притягательную силу. Нельзя сказать, большая или маленькая личность. Можно сказать, большой или маленький талант».

Как видим, по Мустаю Кариму, личность - это творец. Думается, не случайно поэт так обозначил личность, так как проблема созидателя в его творчестве занимает доминирующее место.

По свидетельству М.Н. Ломуновой, Мустай Карим гениев назвал достоянием всех народов, ибо сотворённое ими вобрало духовный опыт многих наций. Данное утверждение уместно и по отношению к башкирскому поэту, писателю и педагогу. Мустай Карим - личность, вышедшая далеко за пределы лишь национального достояния.

Концепция роли творца, утверждаемая писателем в его произведениях, обретает теоретическое обоснование. «Удел гениев таков, - говорит он, - что они, мыслью и деянием опередившие своё время, потом, после десятилетий и столетий освещаются светом, идущим к ним из будущего».

Светом, идущим из будущего, будет для миллионов молодых людей сама личность Мустая Карима. Его слова:

Лишь спутником собственной тени

На свете не буду я

стали пророческими не только потому, что

Сквозь лёгкость удач я джигитом летел

В исканьях я к мужеству шёл,

Но лишь от печалей, от слёз и потерь

Я голос поэта обрёл

а ещё и потому, что жизненные коллизии не сломали его:

Приходила вдруг беда,

Чтобы испытать меня .

Верил в солнце я всегда.

Без надежды не жил дня!

Без сомнения, слова поэта:

Сколько их, коней, не в белой пене,

А в поту натужном воз везут

дополняют автобиографические строки:

И так всю жизнь, рудой в горниле,

Железам в тигле! Как металл!

Горел, сгорел - хоть и студили .

Любил и человеком стал.

Став человеком, гордостью и символом своего народа, он напишет:

В дороге - ноги. В песне - думы . Хочешь,

Прислушайся! Я по земле иду.

И днём - по солнцу и по звёздам - ночью

Свой путь определяю на ходу.

И путь, пройденный поэтом, был наполнен всем тем, что составляет жизнь. Почитаем самого поэта:

Со счастьем я не расставался,

В согласье с ним - пустился в путь .

Счастливыми я любовался. Им не завидуя я ничуть.

Мир Мустая Карима, отмечает М. Ломунова, светел и тревожен. Зыбкая граница между лирическим «я» и личностью автора стирается почти начисто. Он нелегко живёт, герой поэта, сам поэт, потому что:

И бег стремительных счастливых дней,

И птичьи голоса, и шум лесов,

И радость, и страданья людей -

Всё честный стих в себя вобрать готов.

Личность поэта притягательна для молодёжи по нескольким причинам. Во-первых, как признаётся сам М. Карим, он не тихий, беспечный жилец. «Я стучу, шумлю, спорю, критикую, даже возмущаюсь, ни от чего не отмалчиваюсь: таким образом, воюю за порядок в моём доме. Но я не ворчу, не злословлю, не сплетничаю, не фыркаю в кулак, это не моё, хозяина, дело .». Во-вторых, для него важно не что из себя человек представляет, а зачем живёт:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Словари
Словари, как уже говорилось, так похожи на энциклопедии, что порою их трудно различить. Типов словарей немало, однако большинство людей знакомы лишь с теми, в которых можно проверить правильное написание слов или найти значение незнакомог ...

Географические символы в пьесах Чехова
Символика в произведениях может быть связана не только с образами природы или деталями. Символичным может стать название города или населенного пункта. Такие образы являются географическими символами. 4.1 Символ Москвы как центральный об ...

Кармен. Новелла (1845)
Ранней осенью 1830 г. любознательный ученый, в нем угадывается сам Мериме, нанимает в Кордове проводника и отправляется на поиски древней Мунды, где произошло последнее победоносное испанское сражение Юлия Цезаря. Полуденный, зной заставл ...