Разделы


Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая
Страница 5

Материалы » Творчество Никула Эркая » Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая

Наклоняясь низко, чуть не до земли.

(Перевод Ф. Фоломина)

Родные пейзажи дают ощущение полноты жизни. Природа, труд, любовь – все это может служить источником большой человеческой радости и эстетического наслаждения. Автор горд от сознания своей причастности к борьбе всего народа за будущее, за коммунизм, он счастлив тем, что «отдает родимым нивам все тело души своей».

Я стою, благословенный,

Над Сурой, где синь небес.

Для меня из сурской пены

Сшил панар весенний лес.

В ней ни ливни, ни морозы

Не страшны в любой мне час.

В ноги вам, мои березы,

Поклонюсь еще не раз!

(Перевод И. Пиняева)

Это стихотворение, как и многие другие, свидетельствует о том, что Эркай – глубоко национальный поэт, смотрящий просветленным взором человека, обретшего счастье в Стране Советов.

В стихотворении «Дороги» он раскрывает многообразие духовной жизни, переживания и думы современника, решает вопрос, извечно волнующий его, - возможность постичь содержание и смысл человеческой жизни:

Вот высокий порог. Я стою не пороге.

Омывают порог, словно реки, дороги.

А по ним дни и ночи, недели и годы

Все идут пешеходы, идут пешеходы…

Сушит зной, бьют бураны, метели молотят,

А они все проходят, они все проходят,

Бесконечны, бессчетны и неудержимы.

О, дороги! Вы – как кровеносные жилы.

Эркай по-своему ставит вопрос о человеческой ценности, активности, неуемной жажде деятельности. Поэтический образ дороги великолепно передает возвышенность, окрыленность мысли и мечты. Поэт воспринимает жизнь как бесконечное путешествие:

Это жизнь по излучинам вашим стремится.

А по ним дни и ночи, недели и годы

Все идут пешеходы, идут пешеходы!

В стихотворении отражается способность автора пережить судьбу современника так же сильно и глубоко, как свою собственную. Личность художника присутствует в каждой строке, в глубоких размышлениях.

Талант Эркая многообразен. Уже в первые годы литературной деятельности он пробовал силы во всех жанрах, характерных для молодой мордовской литературы, публиковал стихи, очерки, рассказы, повести, пьесы. Статьи и очерки о колхозной действительности «Конец межам», «На жатву вышли вместе», «Победители», «Корн сгнили» художественно утверждали идею социалистического преобразования села, рисовали образы людей новой деревни.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие статьи:

Кризис итальянской культуры
Раздробленная, зависимая от других государств, Италия погрязала в болоте феодализма. Естественно, что лучшие умы парода думали и о социальных реформах и о национальном объединении. Антифеодальное, просветительское движение в Италии не дал ...

Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий национальный гений, создатель поэтических произведении непревзойденной красоты и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значит ...

Русская литература XX века
В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II. В настоящее время общепризнанно, что в литературу «XX век» пришел в начале 90- ...