Разделы


Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая
Страница 4

Материалы » Творчество Никула Эркая » Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая

Ты цветешь, страна моя, богато,

Равная средь наших стран – сестер.

Своим счастьем свободный мордовский народ обязан «солнечному ленинскому знамени» и помощи русского народа. Ленину, партии и родине поэт посвящает свою песню, идущую «из глубины души».

Обращаясь к этой теме, Эркай стремится к широкому обобщению. Ему важно подчеркнуть мысль, что личность Ленина вобрала в себя духовные стремления человечества, осуществление которых стало возможным только в ленинскую эпоху.

Под петроградским небосводом,

Простерши руки в даль веков,

Вождь бросил лозунг – «Мир – народам»!

И вздрогнул мир от этих слов.

Умелым использованием сравнений и развернутых метафор он передает неисчерпаемую энергию народа, вызванную приездом Ленина в Петроград: «И забурлил народ в волнении рекой, не знающей преград». Радость людей разделяют и город куда Ленин «привез свет весенний», и «Нева, которая кипя, вздымала за белопенным валом вал, о берега стучала грудью, в титана превратилась, в льва…». Поэт провозглашает всенародную клятву верности революции, вождю, который близок народу в самых сокровенных его стремлениях и надеждах:

Весна Вселенной – это Ленин!

Свет и тепло он дал народу,

Для нас, для новых поколений

Он к солнцу растворил ворота.

Образ Ленина здесь представлен как весна и животворящее солнце:

Весной рожденный, перед маем,

Ильич согрел нам солнцем грудь.

Мы в нашем гимне прославляем

Наш трудный и прекрасный путь.

В этих строках философски и поэтически осмысливается долгий путь мордовского народа из тьмы к свету, от зимы к весне. Его важнейшие вехи образно выражены в категориях времени. Эркай сумел показать общность исторической судьбы народов и единство цели, которая объединяет и сплачивает их в борьбе за светлое будущее.

Ленинская тема побуждает поэта к глубокому размышлению над жизнью. В образе Ленина, созданном Эркаем, нет декларативности. Он нашел верный ключ для выражения идеи о великом интернационалисте, подлинном вожде всего человечества. Его образ – новое убедительное свидетельство зрелости и мастерства поэта. Эти стихи стали значительной вехой в создании национальной лениниады.

Мордовская советская поэзия со второй половины 50-х годов испытывала большой подъем. Подлинно высокая гражданственность, освобожденная от декларативности, лиричность и эмоциональность, новые поиски в области формы – вот ее основные черты, которые ясно проявились в творчестве Эркая, в таких его сборниках, как «Весенний сад», «Теплынь», «Эрямо, «Мои березы», «Живу тобою».

Лирическое обогащение его поэзии полно отразилось в пейзажной лирике. Природа для Эркая становится объектом напряженного философского раздумья. Общение с ней пробуждает в человеке положительную энергию, радость творчества:

Шири луговые мне ковров дороже.

Росами их мою ноги поутру,

Мшисто-травяное покидая ложе

Для трудов на раннем, ласковом ветру…

Кажется мне поде колыбелью тихой.

Лишь в пшеницу чьи-то песни забрели.

Шепчутся колосья с бурою гречихой,

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Анализ стихотворения «Вновь я посетил»
«Вновь я посетил» - стихотворение о том, как поэт вновь вернулся в Михайловское, где он прожил в ссылке два года. Так же он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, и многое переменилось в его жизни. Далее он указывает нам на доми ...

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М.Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, но ...

Тема голоса в поэзии Маяковского - параллели и метаморфозы
Проблема голоса кажется нам одной из основных в поэзии Маяковского. И это несмотря на статус "само собой разумеющейся", несмотря на многочисленные исследования, посвященные "Маяковскому - трибуну революции". Нам же дан ...