Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула ЭркаяСтраница 1
Тематический и жанровый диапазон Эркая постепенно расширялся. Так, со временем он стал шире использовать традиции национального фольклора, о чем свидетельствует поэма «Песня о Раторе», написанная в 1936 году.
В конце 30-х годов в мордовской поэзии стало явно определяться новое явление, особенность которого состояла в значительно большей свободе авторского, лирического «я». Усиление лирического начала, окрашенного в светлые, мажорные тона находит яркое отражение в произведениях Никула Эркая этого периода: «Родной край» 1938 года, «Встал Тарас…» - того же года, «Октябрьские мотивы» 1939 года, «Апельсины» - 1940 года, «На родной Суре» - 1940 года.
В стихотворении «На родной Суре» говорится о том, что любимая река, которая до революции слышала песни, полные печали, теперь стала рекой счастья, радости и молодости:
А кругом луга без края,
Их пройдешь не скоро,
И - друзья Суры – сверкают
Серебром озера.
Пенье девушек-эрзянок
Слышится у брода…
Широко раскрылось сердце
Моего народа! (Перевод В. Щепотева)
Эмоционально, зримо передает поэт светлое чувство любви к родной природе. Здесь «ветерок играет с темными волнами», «улыбается берег, вышитый цветами», «смеются ивы». Вся художественная ткань стихотворения подчинена созданию цельного образа весенней реки, символа бурлящей энергии строителей нового мира.
Эркай – поэт, для которого особенно дорого то, что заложено в человеке в детстве, с ранней молодости. Связь с начальными основами жизни, их переосмысление проходит через все его творчество. Обращаясь к родным местам в стихотворении «Родной край», он пишет:
Милой хаты двери я
Долго помнить буду,
Древние поверия
Долго не забуду.
Бабушкины руки я
Целовал бы нежно,
Да с тобой в разлуке я,
Домик в шапке снежной.
Этот дом доныне я
Не забыл в столице.
Пенье петушиное
По ночам мне снится… (Перевод Б. Лейтина)
Поэт стремился к органическому синтезу личного и общественного, ко все более полному выражению социалистического мироощущения, своей активной жизненной позиции.
Новое звено в творческом развитии Эркая составили произведения военных лет, которые вошли в сборник «Кочказь лирика» («Избранная лирика» 1945 года). Будучи продолжением предыдущих поисков, они в то же время обнаруживают новые черты: усиление гражданских мотивов, духовной связи писателя с народом, единство индивидуальной судьбы лирического героя с судьбами родины.
Об общности чувств советских людей, так полно проявившейся в дни войны, говорит Эркай в стихотворении «Украина», которое было написано в 1942 году.:
Украина, Украина,
Нарьгазь тонь паксятне.
Сельведь морост одо ущодызь
Бандурист-атятне.
Украина, Украина,
Поруганы твои поля.
Печальные песни опять запели
Банлуристы-старики.
Эти строки полны подлинного трагизма, ощущение которого делается еще сильнее, когда поэт сравнивает Украину с яблоней, на которую «пал холод», а в «Киеве – золотом городе не слышно больше раздольных, сердечных песен». Острой болью отозвалась эта беда в сердцах всех народов Советского Союза. От их имени он обращается к Украине:
Похожие статьи:
Символизм и поэты серебряного века
Серебряный век русской литературы — это эпоха, которая простирается между временем царствования Александра III и семнадцатым годом, то есть примерно 25 лет. Отрезок времени, равный зрелости поэта.
Мы связываем с серебряным веком имена та ...
Революционные настроения Тургенева – роман «Накануне»
Роман «Накануне» был написан и напечатан в самый разгар революционной ситуации 1859—1861 годов.
Когда роман вышел в свет, мнения о нем резко разделились, даже те, кто приветствовал роман, вынуждены были говорить, прежде всего, и больше в ...
Отражение христианских представлений о роли женщины
в семье в «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Повести о Марфе и Марии»
Обращаясь к анализу житийно-биографических повестей XVII века А.М. Панченко отмечает, что «Повесть об Ульянии Осорьиной « и «Повесть о Марфе и Марии» по-разному относится к изображаемому в них быту. Но тем не менее в них исследователь нах ...