Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула ЭркаяСтраница 3
Необозримо золотое море,
И по нему, куда ни кинешь взгляд,
Комбайны наши гордо проплывают,
И зыбь колосьев жатки бороздят!
Поэтизируя творческий труд советских людей, воспевая счастье мира, Эркай пользуется яркими и светлыми красками. Земледельцу рожь видится как «золотое море», песней в его душе отдается «шум колосьев, звон косы и гул машин».
Почти каждое стихотворение автор решает в определенном поэтическом ключе. Но как бы ни было разнообразно их звучание, все они связаны единством уважения к коллективному труду, образом родной мордовской земли и основного ее богатства – хлеба, воспетого с особым проникновением. Хлеб предстает в стихах особенно часто в виде пшеничного или ржаного колоса или «куска, посыпанного крупной солью», «ноздреватого, хрусткого каравая». Через него передает поэт всю глубину любви к сельскому труженику. Эта любовь непосредственна, реальна и необыкновенно тепла. С ломтиком теплого хлеба сравнивает дед своего внучонка в стихотворении «Дед и внук».:
Рад качать да вскидывать до плеч
Дедушка внучонка своего,
Знает, как любимца уберечь
От обид, от бед – ото всего.
- Хлебушком ведь пахнешь, светлячок!
Ломтиком живым прильнул к руке.
(Перевод Ф. Фоломина)
Как видим, образный строй взят из крестьянской жизни, родной и близкой автору. Образная конкретность в стихах сочетается с философской глубиной.
Многие произведения, написанные в послевоенные годы, посвящены теме борьбы за мир – «Мы за мир!», «Вечером у костра», «У дедушки», «Друзьям из демократических стран» и другие. В них заметно проявились характерные изменения в творческом почерке поэта. Он достигает не только яркости, приподнятости описания, но и объемности.
Здесь, возле вечного Кремля,
Родная собралась семья:
У этих славных древних стен
Сошлись татарин и туркмен,
И белорус, и армянин,
И ненец, брат наш, и мордвин.
Они друг друга узнают.
Друг другу руки подают.
Подлинно художественно, сильное и яркое воплощение находит в стихотворении Эркая советский интернационализм. От имени простых людей, собравшихся «со всех концов родной земли», автор выражает глубокую веру в торжество идей Ленина, несущих свет свободы, правды, справедливости.
Могущество нашей родины, единство ее многочисленных народов Эркай всегда связывает с именем Ленина, в котором видит символ богатства и дружбы. Решая ленинскую тему, Эркай соединяет лирический и эпический планы. Эти стихи убедительно показывают, как идейный и художественный рост поэта предопределял все более глубокое понимание личности великого вождя, обусловливая выбор выразительных средств для создания этого образа.
Стремясь подчеркнуть неразрывную связь Ленина с народом, Эркай использует торжественный стиль и художественные приемы, свойственные фольклору:
Поле, бор, дороги и долины…
Кланяюсь тебе поклоном сына,
Мать моя, мордовская земля!
В чистых росах ты меня растила,
Родниковой силою поила,
Шумом ржи баюкала в полях.
Скудная и горькая когда-то,
Похожие статьи:
Крестьянские образы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил ...
Поэзия В.А.Жуковского
Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огром ...
Сдавшаяся армия
Во время любых войн число пленных никогда не превосходит числа убитых и раненых. Под Гавгамелами персы 50 км гнали персов. После Куликова поля московиты гнали солдат Золотой орды больше 70 км. В обоих случаях число пленных невелико, и не ...