Разделы


Комплимент-ответ.

Материалы » Комплимент как риторический жанр » Комплимент-ответ.

Комплименты-ответы довольно однотипны. Они редко содержат обращение и мотивацию и состоятв основном, из сообщения о положительном качестве собеседника. В большинстве случаев это сообщение является косвеным комплиментом:

v - Вы замечательно танцуете!

- Ну что Вы! С вами это совсем не трудно!

v - В разговоре с вами я и не заметил, что уже так поздно! Правда, мне все равно не к кому спешить…

- Ни за что не поверю, что это так. Такой человек как Вы, просто не может быть одиноким!

Среди комплиментов-ответов можно выделить два подвида.

¨ Комплимент является выражением несогласия адресата с заниженой самооценкой собеседника:

v - Я не настолько умна и остроумна, чтобы ответить подобным образом на твой вопрос.

- Я бы этого не сказал.

v - Я никудышная хозяйка!

- Ты на себя наговариваешь!

v - Дома меня никто не ждет. Все хорошенькие женщины терзаются по моему другу.

- Сомневаюсь и подозреваю, что все они тайно мечтают о Вас и Ваша избранница только и ждет намека.

v - И все таки не только профессия, но и происхождение, воспитание накладывают на человека отпечаток. Глядя на Вас, легко угадываются дворянские корни вашей семьи.

- Знаете, когда мне говорят такое…я вообще не слушаю. Все это игры такие смешные…

- В таком случает откуда у Вас эта аристократическая походка и безупречная манера себя держать? [из интервью с Аллой Демидовой. Санта 1998: 23 ].

¨ Собственно комплимент-ответ, который, в основном, строится по следующей структурной схеме: «То же самое могу сказать и о Вас (тебе)»:

v - Ты хорошо выглядишь.

- Спасибо. Ты тоже.

v - В Вас бездна очарования.

- Даже если это так, то оно явно уступает вашему.

Следует сказать о том, что комплименты этого типа рассматриваются адресатом, в основном, только как этикетная норма и всерьез воспринимаются крайне редко.

Таким образом, проведенный в работе анализ речевых высказываний позволяет нам заключить, что комплимент как риторический жанр имеет трехчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию. Однако в большинстве случаев композиция комплимента оказывается двух- или однокомпонентной.

В устной речи текст комплимента представляет собой, как правило, единичное высказывание. Это связано со спонтанностью и неподготовленностью, характерными для разговорной речи. Этим же объясняется и отсутствие разнообразия в использовании риторических фигур. Наиболее часто употребимыми тропами являются лишь гипербола, градация и сравнение.

Похожие статьи:

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр литературы XVIII века
Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за его подвиги возвела в степень “святого”. В основе жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного са ...

Символ как литературное явление. Понятие символа
Понятие символа многогранно. Не случайно М.Ю. Лотман определял его как «одно из самых многозначных в системе семиотических наук», а А.Ф. Лосев отмечал: «Понятие символа и в литературе и в искусстве является одним из самых туманных, сбивчи ...

Членение речевого потока
В устной реализации текст баллады содержит 34 синтагмы. Их объем представлен в таблице 1. Таблица 1 Частотность синтагм разного объема в тексте баллады Объем синтагмы Частотность в тексте трехсложная 1 четырехсложная ...