Образ Хлестакова в системе комических героев Н.В. Гоголя. Художественные
приемы, способствующие типизации образа Хлестакова в комедии "Ревизор"Страница 3
Супруга городничего комична контрастностью своих интересов: "воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей" ("Ревизор").
Характер и костюм Хлестакова в гоголевском замечании противопоставлены образу городничего. На эту изначальную антитезу необходимо обратить самое пристальное внимание. Городничий Сквозник-Дмухановский - умный и опытный человек, что называется "с царем в голове". Хлестаков, напротив, "несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове" ("Ревизор"). Образ главы города наполнен содержательностью и ароматом: перед нами пузатый заварочный чайник, источающий полуцветочный аромат крепкого чая. Образ Хлестакова характеризуется замечанием "один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими" ("Ревизор"). Слова из него так и хлещут, более того он оправдывает третье значение слова "хлестать" - "пить в больших количествах" [Ожегов, 1994, с.363]. Если есть чай, то есть и его потребитель: на Сквозника-Дмухановского нашелся Хлестаков.
Как ни странно, в этой характерологии типов и костюмов Хлестаков - единственный, кто подходит на роль ревизора. Его главные качества - чистосердечие и простота. Всем остальным есть, что скрывать: городничий - взяточник и плут, жена его - молодящаяся кокетка, Осип - "молча плут", слуга-пройдоха, судья - читатель запрещённых книг, вольнодумец, Земляника - суетливый стяжатель, прообраз "голубого воришки" из романа "Двенадцать стульев" (тоже, кстати, попечитель богоугодного заведения!). И только почтмейстер похож на Хлестакова простодушием и наивностью, которые и объясняют его любовь к чтению чужих писем.
Создавая свои бессмертные комические характеры, Гоголь объясняет сущность большинства социальных явлений на Руси. Наши пороки истолковываются известной народной мудростью "Простота - хуже воровства". На наш взгляд, эта мысль - мораль комедии "Ревизор".
Феномен трепетной, почти мистической субординации в России Гоголь иллюстрирует примером природного страха соотечественников перед проверкой, аттестацией - ревизией. Драматург отчётливо изображает картину, в которой чинопоклонничество превращает самых разных людей в пародию на себя самих, лишает их разума и человеческого достоинства. Нелепость такой ситуации фиксируется Гоголем в последней части комедии - немой сцене. Автор использует совершенно особый приём типизации - пантомиму:
"Городничий посередине в виде столба с распростёртыми руками и закинутой назад головою. По правую сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращённый к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лиц, относящимся прямо к семейству городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнести: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" За ним Коробкин, обратившийся к зрителям с прищуренным глазом и едким намёком на городничего; за ним, у самого края, Добчинский и Бобчинский, с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение" (Действие пятое, Явление последнее).
Похожие статьи:
Все ближе к правде
Уже Сталин и Молотов сказали самую очевидную часть правды: что Красная Армия бежит, потому что Вермахт ее сильнее. Они только не уточнили, в каком смысле Вермахт сильнее, в чем его сила. Еще они сказали, что Вермахт напал внезапно.
Сувор ...
Шарлотта Бронте как мастер пейзажа
Шарлота Бронте проявила себя как блестящий мастер пейзажа. Она видела мир глазами художника, да она и была не только писателем, но и художником. Прекрасна и бесконечно разнообразна, описанная в ее романе природа северной Англии, все эти в ...
Псевдоним и настоящее имя
И́горь Северя́нин
(псевдоним; большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин, настоящее имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев) (4 мая (16 мая н.ст.) 1887, Петербург — 20 декабря 1941, Талли ...