Образ Хлестакова в системе комических героев Н.В. Гоголя. Художественные
приемы, способствующие типизации образа Хлестакова в комедии "Ревизор"Страница 1
Среди различных характеристик художественного образа главным свойством этого литературоведческого понятия является соединение индивидуального, с одной стороны, и общего, характерного, симптоматичного для целого ряда людей с другой [Абрамович[1], 1975, с.50]. В данном взаимопроникновении неповторимого и типичного для всех заключается секрет правдоподобности изящной словесности.
Для анализа отношений между частным и общим в образе героя литературоведы используют понятия "характер" и "тип".
Характер - определенная человеческая индивидуальность во всем живом многообразии присущих ей черт и качеств [Абрамович, 1975, с.53]. Термин "тип" обычно используется как синоним слова "характер", однако с указанием на тот факт, что тип - это социально обусловленный характер. Его общественный вариант. Другими словами, типизации конкретного характера способствуют те отношения и условия, в которых взаимодействуют и проявляют себя герои. Обращаясь к анализу тех обстоятельств, в которых живет персонаж, автор переходит к обобщению, или типизации.
В качестве примера можно привести знаменитого Плюшкина из первого тома "Мертвых душ". Обыкновенный скряга превращается в сверхъестественно жадного человека только после того, как писатель изображает его окружение: сначала упоминает его бранную кличку "заплатанный…", затем обнаруживает его сходство с ключницей и, наконец, завершает картину заваленными всякими истлевающим добром комнатами. Уже в этом создании образа можно выделить несколько приемов типизации:
1) вторичная характеризующая номинация героя (кличка);
2) уподобление (сравнение с ключницей);
3) использование экстерьера и интерьера (описание дома Плюшкина и комнат).
К секретам типизации образа героя как нельзя лучше применимо точное замечание Б.Л. Пастернака: "Образ светит образ, предмет сечет предмет". Применительно к анализу образа Хлестакова эту пастернаковскую мысль следует читать так: тип Хлестакова, в первую очередь, создается в системе персонажей комедии "Ревизор". Для этого необходимо обратиться к самому важному методу изучения драматического произведения - к анализу списка действующих лиц.
Гоголь намеренно создает для своей комедии целую галерею комических типов. Первый прием типизации действующих лиц - использование говорящих фамилий. Смысл многих из них не доступен современному читателю. Именно поэтому целесообразно обратиться к словарю В.И. Даля, чтобы объяснить значение некоторых важных антропонимов (собственных наименований людей).
Возглавляет список из 25 действующих лиц - городской голова - городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
Для читателя и зрителя XIX в. Сквозник-Дмухановский - говорящая фамилия с очевидной, явной внутренней формой, такой же как в фамилии смотрителя училищ Хлопова (к сожалению, учеников того времени нещадно секли). Согласно наблюдениям В.И. Даля, "сквозник" - это зоркий умом человек, опытный пройдоха, плут [Даль, 2000, с.149]. "Дмухановский" - образование от глагола "дмиться", который в прямом значении интерпретируется как "кадить", "дымить" в церковном богослужении, а в переносном - "вести себя напыщенно" [Даль, 2000, с.67]. Двойной фамилией Гоголь наградил поистине карикатурного персонажа. Следует добавить, что слова "сквозник" использовалось и в другом значении - "чайный разбор", "т.е. составной сорт дорогого полуцветочного чая [Даль, 2000, с.149]. В сочетании с отглагольными "Дмухановский" образ городничего ассоциируется с ароматно благоухающим заваренным чайником, который как вы помните, находился во главе самовара. Учитывая тот факт, что Гоголь ввел в художественный арсенал сравнения как самостоятельные поэтические картины, можно смело утверждать: драматург создал в говорящей фамилии "Сквозник-Дмухановский" изобразительный шедевр.
Похожие статьи:
Задачи:
1. Что обозначает образ няни в литературе вообще, как часто используется этот образ у русских поэтов, кто чаще всего пользуется им.
2. Выяснить, в каких стихотворениях у Ходасевича и Пушкина присутствует интересующий нас образ.
3. Выясн ...
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические ч ...
Способы достижения фонетической выразительности в балладе. Материал исследования
В качестве материала исследования на данном этапе работы взята баллада И.В. Гете "Рыбак" ("Der Fischer"). Сюжет произведения носит мистический характер и повествует о рыбаке, которого русалка своими обещаниями заманива ...
