«Фаталист».Страница 1
Схватка героя романа с судьбой наиболее прямое выражение получает в «Фаталисте».
Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы прошлого века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлеченный характер и приобрел в глазах людей особый интерес. Вовлекая Печорина в спор о судьбе, Лермонтов отвечал каким-то острым потребностям времени.
Автор рассматривает проблему свободы и необходимости очень многогранно. Он варьирует ее от новеллы к новелле, от одного образа к другому, пытливо всматриваясь в ее многообразные реально-жизненные проявления. И в отношении к этой проблеме в романе сталкиваются самые различные позиции и «правды». Вот некоторые из этих «правд»: ничем не ограниченная свобода человека, подчиняющаяся только его хотению, воле — и полная зависимость от судьбы, рока, предопределения; активное противодействие человека его среде, условиям жизни — и социально-историческая детерминированность его характера и всего жизненного пути; свободные порывы чувства, мысли — и сковывающая их сила традиций, привычек; личная, «собственная надобность» — и казенная, служебная необходимость, не знающая пределов свобода личности — и необходимость уважения прав и достоинства другой, самой незаметной личности. Все эти и другие оттенки единой проблемы получают многообразное воплощение в романе.
По «казенной надобности» скитается на Кавказе Печорин, но он всюду стремится утвердить «собственную надобность», утвердить свою волю, подчинить ей людей и обстоятельства, пренебрегая волей и достоинством других людей, он в то же время стремится побудить этих людей к свободному волеизъявлению.
Даже Максим Максимыч втягивается в орбиту философских проблем: когда он впервые бросил дела службы для «собственной надобности», «и как же он был вознагражден!» Проблема свободы и необходимости всплывает даже в эпизодах с третьестепенными персонажами такими, как ярославский мужик («Бэла»), не слезший даже с облучка при опасном спуске с горы Крестовой: «И, барин! Бог даст, не хуже их доедем, ведь нам не впервой». Здесь сталкиваются и удаль человека, и воспитанная веками покорность судьбе.
Наиболее полно эта проблема поставлена в «Фаталисте».
Повесть начинается с философского спора. В чем его суть?
Офицеры говорят о «мусульманском поверии», о существовании судьбы и о том, что среди христиан это поверие находит много поклонников. Сторонником фатализма выступает Вулич, и Печорин заключает с ним пари.
Но здесь важен не философский спор сам по себе, а определение в ходе его характера Печорина.
Как же воздействует поступок Вулича на Печорина?
На какое-то время Печорин начинает верить в судьбу, хотя его смущает печать смерти на лице Вулича.
Чтение следующего эпизода дает возможность увидеть, как крепнет в Печорине убеждение в существовании предопределения, хотя это убеждение существовало всего несколько часов, в этот вечер. Однако что же, хотя бы и в продолжение этих нескольких часов, отличает Печорина от Вулича?
Стоило этому убеждению поселиться в Печорине, как он тут же стал подвергать его сомнению, и в теоретических рассуждениях («мне стало смешно, когда я вспомнил, что были люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах .»), и в практических действиях (« .отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги»).
Похожие статьи:
Фразеологизмы
Тексты Донцовой не изобилуют примерами использования фразеологизмов: чаще всего они взяты в обычном значении и не дополнены иными средствами создания выразительности. Интересен прием представления фразеологизмов в несколько необычной форм ...
Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославич ...
Выводы
Язык в комедии стал свидетельством ярчайшего дарования Островского, чуткого к народной речи и воссоздавшего культурно-бытовой уровень определенной социально-психологической среды середины XIX века.
Человек в первых же произведениях драма ...