«Фаталист».Страница 3
Чем же тогда объясняется эмоциональный настрой повести? Почему в «Фаталисте» нет жертв Печорина, не происходит несчастий по его вине? Напротив, он даже обезвреживает преступника. Более того, Печорин в результате волевого целенаправленного действия смог подчинить своей воле обстоятельства, т. е. одержать победу в «схватке с судьбой».
Это очень сложный вопрос, предполагающий пристальное внимание к авторской позиции…
Может быть, ключ к пониманию даст «Предисловие к журналу Печорина»: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего со здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем».
Печорин не эволюционизировал, не изменился, не «исправился». Он продолжает метаться в заколдованном круге из «проклятых» вопросов.
Автор же относительно спокойным эмоциональным настроением «Фаталиста» как бы выражает свое понимание и прощение, что в общем поэтическом ансамбле снимает мотив безысходности и допускает возможность выхода личности из состояния трагической обреченности.
Похожие статьи:
Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным рома ...
Русская литература в XVI веке
XVI век — время окончательного складывания и укрепления Русского централизованного государства. В этот период продолжает развиваться русская архитектура, живопись, возникает книгопечатание. Вместе с тем XVI век был временем жесткой центра ...
Гласные в начале слова
Особенностью старославянского языка являлось то, что не все гласные могли стоять в начале слова. Так, слова не могли начинаться редуцированными гласными, а также звуком Ы. Перед этими гласными появлялись так называемые протетические согла ...