«Фаталист».Страница 3
Чем же тогда объясняется эмоциональный настрой повести? Почему в «Фаталисте» нет жертв Печорина, не происходит несчастий по его вине? Напротив, он даже обезвреживает преступника. Более того, Печорин в результате волевого целенаправленного действия смог подчинить своей воле обстоятельства, т. е. одержать победу в «схватке с судьбой».
Это очень сложный вопрос, предполагающий пристальное внимание к авторской позиции…
Может быть, ключ к пониманию даст «Предисловие к журналу Печорина»: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего со здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем».
Печорин не эволюционизировал, не изменился, не «исправился». Он продолжает метаться в заколдованном круге из «проклятых» вопросов.
Автор же относительно спокойным эмоциональным настроением «Фаталиста» как бы выражает свое понимание и прощение, что в общем поэтическом ансамбле снимает мотив безысходности и допускает возможность выхода личности из состояния трагической обреченности.
Похожие статьи:
Отец Горио. Роман (1834—1835)
Главные события происходят в пансионе мамаши Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретаются семь постоянных «нахлебников»: на втором этаже — юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем — отставной чиновник ...
Лермонтов
В конце 30-х годов обозначился переход к новому типу реализма. Белинский видел основную его особенность в усилении критического начала, росте разоблачительной тенденции. Творчество величайшего преемника Пушкина в области поэзии, Михаила Ю ...
Пьетро Метастазио
Сильное впечатление на современников произвело дарование Пьетро Метастазио (1698-1782).
Его литературное наследие огромно (более 60 пьес). В истории литературы он должен быть отмечен прежде всего как оперный либреттист. Музыкальная лирич ...