Разделы


Готический роман: философия и поэтика жанра
Страница 3

Материалы » Готические романы Анны Рэдклиф в контексте английской литературы и эстетики XIX века » Готический роман: философия и поэтика жанра

Образ «простого человека» - положительного героя больше связан с беспомощностью при соприкосновении с большим миром непредвиденного и непредсказуемого, и, концентрируя все свои мыслимые и немыслимые силы, ему приходится противодействовать (иногда с помощью таких же положительных и добрых друзей) угрозе, постоянно чувствуя, как нечто непостижимое угрожает ему посреди мирной будничности, борясь с препятствиями, стоящими на пути достижения справедливости и истины для себя и близких.

Но, по нашему мнению, именно замыслы и характер действий антигероя, который, в большинстве своем, имеет отрицательную характеристику и окружен ужасом и тайной, составляет основной интерес романа, его фабульную пружину, несмотря на то, что он, всемогущий и наделенный злыми чарами, в финале чаще всего оказывается низвергнутым. Злодей является активным элементом ужаса: он рожден, чтобы дополнять пассивный элемент – замок. Задача злодея – преследовать и угрожать героине (герою), бежать за нею темными склепами и подземельями замка.

Образ героя-злодея, которого терзают муки совести («Монах» М.Г.Льюиса), обязан своим появлением именно жанру готического романа.

Таким образом, готический роман можно назвать метафизичным: добро и зло в нем полярно противостоят друг другу.

б) Гиперболизированное изображение человеческих пороков.

«Непостижимые веяния сердца, тщательно скрываемые капризы, страсти, постыдные слабости, губительные инстинкты становятся в готическом романе предметом пристального интереса, что свидетельствует о зарождающемся и крепнущем неприятии самой картины мира, предложенной «веком разума»».

Необузданные страсти в итоге ведут ко злу, и часть авторов (М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин) считают зло универсальным, в конечном счете безысходным, а жизнь есть данность ужасная и кровавая. Другие авторы (А.Рэдклиф) противопоставляют страстям и необузданным порывам разумное постижение бытия и возможность гармонии.

Часто герой в своем ослеплении страстями идет к гибели и думает, что преследует счастье («Монах» М.Г.Льюиса). Однако даже естественные страсти и стремления человека, в которых просветители видели залог его совершенствования, оказываются роковым оружием, обращающимся против своих обладателей.

2) Особенности сюжета.

а) Искусно разработанная авантюрная интрига.

б) Использование сверхъестественных ситуаций: посещение потусторонних сил со злой целью, явление призрака и странная болезнь, возвращение из могилы, загадочное предначертание, исполнение страшной клятвы и тому подобное. Можно думать, что каждой из этих ситуаций отведена своя роль в сюжетной линии: если страшная болезнь и загадочное предначертание могут открывать действие, то явление призрака и возвращение из могилы, как правило, завершают его.

3) Подчеркнутая условность хронотопа.

а) Время действия конкретизируется, дается ссылка на реальное событие, якобы породившее сюжет, и вносятся детали, связанные с историческими событиями того времени. Они остаются лишь декоративным фоном, а воссоздание быта и нравов, психологических, нравственных и социальных конфликтов изображаемой эпохи не входило в творческие задачи авторов «готических романов». Чаще всего события готического романа относятся к эпохе средневековья, которая в сознании XVIII столетия оставалось олицетворением диких суеверий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Явление имморализма в философии и искусстве. Явление имморализма в философии и литературе
Имморализм является одним из наиболее актуальных и наименее изученных явлений как в философии, так и в искусства. Он представляет собой критический и неприемлемый с этической точки зрения подход к вопросам морали и устоявшимся нравственн ...

Творческое наследие М.М. Пришвина
От первого произведения «В краю непуганых птиц» и до последнего «Корабельная чаща» - все книги М.М. Пришвина - итог неустанных поисков. Написал он свое последнее крупное произведение - повесть-сказку «Корабельная чаща» в течение 1952-195 ...

Библейские мотивы в притчах И. Бунина
В 1892 – 1898 году И. Бунин создает притчу «Перевал». Перевал – это место отдыха путника. Главным героем как раз и является путник, который никак не может дойти до перевала. «Скоро перевал, - говорил я себе. – Скоро я буду в затишье, за г ...