Разделы


Готический роман: философия и поэтика жанра
Страница 2

Материалы » Готические романы Анны Рэдклиф в контексте английской литературы и эстетики XIX века » Готический роман: философия и поэтика жанра

Теория готического романа была разработана в первом (1764) и втором (1765) предисловиях Горация Уолпола к изданию своего романа «Замок Отранто» - первого образчика готического жанра. Уолпол называл ужас своим главным орудием, а определяющей традицией считал «готическую». Важной особенностью работы Уолпола было то, что его теория романа опиралась на достижения предшествующей литературы – господствовавшего типа просветительского романа и одновременно возрождала традиции средневекового рыцарского романа.

Как указывает А.Бутузов, самая первая попытка разделить готический роман на категории принадлежит Эдит Биркхэд, английскому литературоведу. Ее разделение выглядит следующим образом:

1) Готический роман (The Gothic Romance): Г.Уолпол, К.Рив, А.Л.Барбальд, Мери У. Шелли, Н.Дрэйк.

2) Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense): А. Рэдклиф.

3) Роман ужаса (The Novel of Terror): М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин.

4) Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror): У.Бекфорд.

5) Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror): Д.Остин, Т.Л.Пикок.

6) Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror): лорд Булвер-Литтон, Мери У. Шелли.

Однако традиционно принята классификация Монтегю Саммерса, согласно которой готический роман существовал в трех модификациях: роман ужасов (The School of Horror), сентиментальный (школа напряжения и необъяснимой тревоги) (The School of Terror) и исторический (The Historical Gothic Tales). Исходя из нее, родоначальником готического жанра следует считать Т.Лиланда, автора первого исторического романа Англии – «Длинная шпага, или граф Солсбери» (1762), а отцом «романа ужасов» - Горация Уолпола с его «Замком Отранто» (1764).

В наше время только четыре имени: Г.Уолпол, А.Рэдклиф, М.Г.Льюис и Ч.Мэтьюрин ассоциируются в сознании читателя со школой готического романа, ибо явление это отделено от нас двумя столетиями.

Жанр был порождением переходного времени, и поэтому в нем сочетаются разные тенденции и создаются новые традиции, в частности зарождается интерес к экспериментам в психологии главного героя, которые нередко компенсируют невероятность и надуманность событий, известную схематичность ситуации и порой неумеренное использование специфических составляющих готического романа: «These novels are filled with the machinery of sensationalism – unreal characters, supernatural events, and overripe imagination» («Эти романы выполнены в соответствии с механизмом сенсации – ненастоящие действующие лица, сверхъестественные события и перезрелое воображение») или: «The Gothic novel, or romance, emphasized mystery and horror and was filled with ghost-haunted rooms, underground passages and secret stairways». («Готический роман придает особое значение тайне и ужасу, а также наполнен комнатами с приведениями, подземными коридорами и секретными переходами»).

На основе работ исследователей зарубежной литературы (К.Н.Атаровой, М.П.Алексеева, А.Бутузова, А.М.Зверева, В.М.Жирмунского, Н.А.Соловьевой, С.В.Тураева и других) можно выделить следующие основные черты готического жанра.

1) Специфика системы образов и психологии персонажей.

а) Поляризация героев. Конфликт в готических романах строится на противопоставлении добродетели неискушенных людей, ведущих скромную жизнь, порокам злодеев, обуреваемых страстями и причастных к сатанинской магии. Подобное противопоставление уходит корнями в предромантическое противопоставление наивной природы и неиспорченных нравов простых людей развращенности верхушечной городской цивилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Стилистические особенности прозы И. С. Шмелева и Б. Акунина
Имеют общую особенность: оба писателя восстанавливают реальность ушедшей эпохи, будь то семья московского капиталиста с купеческим укладом или громкие преступления и загадочные события конца XIX века. И. С. Шмелев в эмиграции, как и мног ...

Лирика
Первая книжка стихов вышла в 1965 году, в Америке, когда Бродский был в ссылке, о которой потом он скажет: «Это был один из лучших периодов в моей жизни. Бывали и не хуже, но лучше – пожалуй, не было». Когда освободился, он принес Евтушен ...

Начало военных действий
Ранним утром 12 июня 1812 года главные силы «великой армии» Наполеона численностью более 500 тысяч человек начали вторжение через Неман недалеко от города Ковно. Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей св ...