Разделы


Готический роман: философия и поэтика жанра
Страница 1

Материалы » Готические романы Анны Рэдклиф в контексте английской литературы и эстетики XIX века » Готический роман: философия и поэтика жанра

Жанр готического романа связан с утверждением категории Готического в предромантической эстетике. Через поэзию (Т.Грея, Э.Юнга, У.Блэйка) «готическая тема» приходит и в английский роман, в котором нашли своеобразное преломление мистицизм средневековой культуры и барочность елизаветинской драматургии. В эпоху предромантизма фабулы обычных романов обрастают элементами романов – лирических зарисовок характеров и романов-исповедей. Структура просветительского романа распадается, однако сохраняются черты прежнего морализаторства и дидактизма, но с привнесением иного жизнеописания и с иными взаимоотношениями героев.

Так в XVIII веке в Англии в период кризиса просветительского мышления зародился готический роман, предвосхищающий основные тенденции романтической эстетики. Этот жанр обязан своим появлением признанию готики синонимом национального: одним из истоков готического романа становится рыцарский средневековый роман и средневековые верования.

В Средние века человек был бессилен против иррациональных сил, так как они «имели силу делать то, чему ни один человек не в состоянии был воспрепятствовать». На наш взгляд, именно этот трагический фатализм как выражение беспомощности человека перед непостижимой мощью иррациональных сил (будь это бог или рок) и утверждает готический роман, в отличие от фатализма, означавшего признание объективных закономерностей жизни, неподвластных божьему промыслу.

Можно думать, что философской основой готического романа явился агностицизм Дэвида Юма, доказывавшего непознаваемость объективного мира в своей работе «Исследование о человеческом разуме» (1748). Юм стоит на позиции естественной религии, в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины. Философ-агностик, он считает бесплодными усилия оправдать зло в природе и тем самым спасти честь богов: «…ведь не можем же мы не признать реальность зла и беспорядка, которым так изобилует мир». Юм утверждает, что природа держит человека на достаточном расстоянии от своих тайн и предоставляет знание лишь немногих поверхностных качеств, скрывая те силы и принципы, от которых зависят действия тех или иных объектов. Познавательный опыт человека и его представление о мире складывается только из восприятий (впечатлений и идей), а прошлый опыт может давать прямые и достоверные сведения только относительно тех именно объектов и того именно периода, которые он охватывал. Таким образом, Юм доказывает проблематичный характер познания внешних объектов, ссылаясь на незнание человеком сил и принципов природы.

На наш взгляд, в философии готического жанра нашли отражение и некоторые принципы барокко. Так, экстатическое, импульсивное и мистическое мироощущение, борьба противоположных начал – все эти элементы достаточно органично укладываются в семантику готического романа.

Барочный принцип обмана ожидания зрителей активно использовали в своем творчестве такие мастера готической прозы как Анна Рэдклиф и Чарльз Мэтьюрин.

Можно думать, что свойственный готическому жанру культ «природного чувства» и «естественного человека» восходит к сентиментализму второй половины XVIII века, и этим сближает «чувствительный» роман с готическим.

Таким образом, философскую концепцию готического жанра составили средневековый мистицизм, агностицизм английского философа Д.Юма, а также некоторые традиции барокко и сентиментализма.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейши ...

Вступление.
Роман «Герой нашего времени» произвел на меня огромное впечатление. Печорин – очень интересный для изучения объект с точки зрения психологии. Он всегда искренен с собой, но редко скажет правду другим. Все его действия, казалось бы, логичн ...

III.
Многие критики отмечают, что творчество для Сент-Экзюпери неотделимо от реальной деятельности человека. Критик Александр Исбах полагает, что автор «Южного почтового» поэтизирует труд, творчество, переживания своих героев. Морис Ваксмахер ...