Разделы


Нос в произведениях Гоголя
Страница 2

Материалы » Нос как признак героя-трикстера в произведениях Н.В. Гоголя » Нос в произведениях Гоголя

Теперь перейдем к пункту Б2. В нем показано количество упоминаний носа Ковалева: как на его лице, так и «разгуливающего по улице. Примечательно то, как Ковалев отреагировал на потерю носа: «И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место» («Нос»). И боится он прежде всего не того, что от него «сбежал» нос, а того, что не может подойти к женщинам (то есть отсутствие носа мешает флиртовать с женщинами): «Он вспомнил, что у него вместо носа совершенно нет ничего, и слезы выдавились из глаз его» (Нос).

Из пункта В2 нам ясно видно, что носа у главного героя, Акакия Акакиевича как будто и нет! Это и не случайно – главной деталью становится шинель.

Теперь перейдем к пункту Г2. В нем мы видим, что нос упоминается в основном в связи с двумя персонажами: Чичиковым (23 раза) и Ноздревым (17 раз).

В пунктах А3, Б3, В3, Г3, А4, Б4, В4 и Г4 можем отметить лишь то, что наибольшее количество действий, связанных с носом, это – сопение, сморкание, как например: «…неизвестно, как он это делал, но только нос его гудел, как труба» («Мертвые души») курение табака: «Не хотите ли вы понюхать табаку?» («Нос»)

Другие же части лица, которые упоминаются в данных произведениях, это – усы бакенбарды (у солидных людей) и брови (в основном ү начальников). Глаза же в них почти не встречаются! Как известно глаз – зеркало души, а раз нет глаз – нет и души! Это еще одно подтверждение масочности персонажей, их бездушия.

Проследим это на языковом уровне: главная функция носа – нюхать, а это родственно церковнославянскому «ухать». Слово ухать лежит в корне таких слов, как душа и дух!

Все персонажи, казалось бы разные имеют схожие черты характера, все они так или иначе необычные: Чичиков не прочь «ухлестнуть» за женщинами, аферист и авантюрист, почти предприниматель, знаменующий приход нового времени; Ноздрев же явный асоциальный тип: пьет, играет и нюхает табак, более чем неравнодушен к противоположному полу; Шиллер нюхает табак и пьет; Ковалев постоянно флиртует с женщинами.

Мы видим, что наибольшее число раз нос упоминается в связи с рядом персонажей:

1. Нос – 67 раз + «имя»

2.Ковалев – 17 раз.

3.Чичиков – 16 раз.

4.Ноздрев – 10 раз + фамилия.

5.Шиллер – 10 раз.

Чем объяснить эту явную предпочтительность? Во-первых, среди них нет женских персонажей. Вообще! Во-вторых, все упомянутые герои обладают общими качествами: авантюристы, хитрецы, любят выпить, подраться, охочи до женщин. А главное – нарушают, даже взрывают привычный порядок вещей.

Становиться понятным, почему такие герои, как Плюшкин и Собакевич не имеют носа. Собакевич – консерватор, а Плюшкин, как о нем пишет сам Гоголь – «не то баба не, то мужик».

Если мир Гоголя мифологичен (Ю.В. Манн, Ю.М. Лотман), а его герои мифологические персонажи, то какой тип мифологического героя представляют наши обладатели носа? Мы считаем что это - Трикстер.

Снова обратимся к мифологии. Трикстер – древнейшая фигура мифологии американских индейцев, да и его «родственники» в мифах других народов являются одними из самых древних богов. Среди основных его черт – его странствия, непомерный аппетит, буйный характер, необузданная сексуальность. Зачастую его изображают с огромным пенисом. Кроме того, его анус и пенис способны к самостоятельному существованию. Образ Трикстера многогранен. Он контролирует лишь часть своего тела, другие же части (анус и пенис) самостоятельны. Он известен своими проделками, ненормативным поведением и вызывает смех у слушателей. Суть его образа – беспорядок. Неоднократно тема Трикстера «всплывала» в литературе: «Алиса в стране чудес» (где Алиса разговаривала со своими ногами). Подобные темы всплывали в произведениях эпохи Романтизма, а также в сказках.

Как же проявляются черты Трикстера у наших героев?

Герой

Асоциальное поведение

Обжорство

Двойственность

Сексуальность

Смех

1.Нос

+

-

+

+

+

2.Ковалев

+

-

+

+

+

3.Чичиков

+

+

+

+

+

4.Ноздрев

+

+

+

+

+

5.Шиллер

+

+

+

+

+

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Символика цвета в пьесах Чехова
К цветовым обозначениям как неким символам в художественном пространстве драмы Чехов прибегает уже в пьесе «Чайка». Здесь прослеживается противопоставление двух цветов: черного и белого. При этом белый цвет в драме неизменно связан с обр ...

Роман "Андеграунд, или Герой нашего времени" - продолжение русской классической литературы
Владимир Маканин в романе "Андеграунд, или Герой нашего времени" поднимает вечные философские вопросы о трагедии творческого человека, не находящего себя в современном мире, о его свободном осознанном выборе и ответственности за ...

Госпожа Бовари. Провинциальные нравы Роман (1857)
Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его .вызвали на ферму ее отца, сломавшего ногу. На Эмме было синее шерстяное платье с тремя оборками. Волосы у нее каштановые, взгляд больших черных глаз прямой и открытый. Шарль ...