Нос в произведениях ГоголяСтраница 3
Как видно из таблицы. Все они – явные трикстеры (двойственность героев замечал еще Ю.М. Лотман). И, исходя из таблицы, делаем вывод, что во всех случаях нос становится символом мужественности символом мужественности, который связал со всеми перечисленными качествами героев. Отсюда следует ответ на поставленный вопрос, почему у женщин отсутствует нос – своеобразная мужская особенность, пятая душа по представлениям древних (в их религиях мужчины всегда имели на одну душу больше, чем женщины. Это объяснялось асимметричностью женского тела). Исходя из этого, можно сделать вывод, что формула мужественности у Гоголя может быть представлена следующим равенством: НОС=ФАЛЛОС=ДУША МУЖЧИНЫ. Становится понятным невозможность отделения носа от лица Ковалева, который становится его антиподом.
По большому счету то же самое происходит и с Чичиковым, ведь причинами его разоблачения наполеоновский профиль и предлагаемое похищение губернаторской дочки.
Юрий Михайлович Лотман писал о архетипичности образа Чичикова, имея в виду мифологических двойников-близнецов. Мы же утверждаем, что архетипичность героя объясняется его связью с Трикстером!
Похожие статьи:
Игнатий Красицкий
Главнейшим выразителем польского Просвещения был Игнатий Красицкий (1735—1801). По своему происхождению и положению Красицкий был крупным польским аристократом. Родственник короля Станислава Августа Понятовского, он был назначен в 1766 г. ...
Символы, не связанные с образом дома
В пьесах Чехова важную роль играет образ времени и изменений, с ним связанных.
В «Чайке» часы и время связаны в первую очередь с Треплевым. В начале пьесы он постоянно смотрит на часы, ожидая начало своего спектакля. При этом Чехов делае ...
У истоков творчества. Литературная ситуация конца 90-х
- начала 900-х гг.
"… В судьбе и книгах Бунина преломились острейшие противоречия и конфликты предреволюционной и революционной России конца XIX-начала XX вв. И преломились резко индивидуально, неповторимо",1 – пишет Л. Крутикова.
Конец XIX и нач ...