Нос в произведениях ГоголяСтраница 1
В произведениях Гоголя чрезвычайно важна роль портрета, однако зачастую в портрете важна лишь одна примечательная деталь лица.
Гоголь исключительно часто использовал этот прием, так в «Мертвых душах», по нашим подсчетам, он встречается 23 раза, в «Носе» - 8, в «Невском проспекте – 12,в «Шинели» - 6 (кроме носа). Причем эта своеобразная синекдоха приобретает особое значение в контексте Гоголя, замечательно выраженное в известной цитате:
«…он вздохнул, произнесши от души: «Вот прокурор! Жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было что густые брови».
Какая говорящая деталь! Густые брови начальника, а человека и не было! Детали лица, таким образом, действительно могут заменить человека, более того, у героя вообще может не быть лица:
«Лицо генерала было заклеено бумажкой» («Шинель»).
Заклеенное бумажкой лицо генерала на табакерке становится символическим, ведь генерал в реальной жизни демонстрирует к главному герою бездушие и бесчеловечность. Деталь наполняется смыслом.
Исследователи неоднократно говорили о масочности персонажей Гоголя, мы же утверждаем, что масочность у писателя проявлялась на уровне отдельной детали. Обратимся к понятию «маска». Ей свойственна лишь одна характеристика подразумеваемого под нею персонажа! Например, злой – добрый, веселый – грустный и т.д. Эти качества подчеркнуты деталью или деталью или деталями (вспомним кукольный театр, маски греческого театра). В связи с этим нам потребуется экскурс в мифологию древнего человека. Общеизвестно, что для мифологического мышления первобытного человека важны деталь и символ (например, богиня плодородия имела большие бедра и груди, символ бога плодородия – большой фаллос). Так древний человек мыслил символами и этим отличается от нас. Древний бог плодородия изображался зачастую в виде большого фаллоса, как на древне египетском амулете. Похожее мы наблюдаем и у Гоголя.
Обобщим данные об упоминании носа в четырех важнейших произведениях Н.В. Гоголя в таблице.
Название |
Упоминание носа (общее количество) |
Герой (нос) |
Действия |
Другие части лица | |
«Невский проспект» (1833-1834) |
11 |
Шиллер |
6 |
12 | |
10 | |||||
«Нос» (1833-1835) |
95 |
Ковалев |
10 |
18 | |
84 | |||||
«Шинель» (1839-1841) |
3 |
-------- |
2 |
6 | |
«Мертвые души» (1835-1849) |
0 |
Чичиков 16 |
Ноздрев 10 |
17 |
23 |
Начнем с пункта А1 (упоминание носа в произведении «Невский проспект»). Там слово нос упоминается 11 раз, при том в основном в отношении к Шиллеру. Но об этом ниже.
В пункте Б1 (упоминание носа в произведении Гоголя «Нос») нос упоминается целых 95 раз! Конечно, по большому счету, в отношении к Ковалеву и к самому «гуляющему» носу.
В пункте В1 (упоминание носа в рассказе «Шинель») нос упоминается всего 3 раза?! В чем же такое различие? Может, в нем нет сильного персонажа.
В пункте Г1 (упоминание носа в произведении Гоголя «Мертвые души») мы видим, что нос упоминается целых 40 раз, другие же части лица – лишь 23. Хотя это количество и меньше, чем в повести «Нос», это – важная деталь.
А теперь мы перейдем к главным пунктам таблицы А2, Б2, В2, Г2. В пункте А2 в отношении к Шиллеру нос упоминается целых 10 раз. Особенно интересен его монолог, в котором он обвиняет свой нос чуть ли не во всех своих грехах: «Я не хочу, мне не нужен нос!» - говорил он, размахивая руками: «У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц. И я плачу в русский скверный магазин, потому что немецкий магазин не держит русского табаку, я плачу в русский скверный магазин за каждый фунт по сорок копеек; это будет рубль двадцать копеек; двенадцать раз рубль двадцать копеек – это будет четырнадцать рублей сорок копеек. Слышишь, друг мой Гофман? На один нос четырнадцать рублей сорок копеек! Да по праздникам я нюхаю рапе, потому что я не хочу нюхать по праздникам русский скверный табак. В год я нюхаю два фунта рапе, по два рубля фунт. Шесть да четырнадцать – двадцать рублей сорок копеек на один табак. Это разбой, я спрашиваю тебя друг мой Гофман, не так ли? – Гофман, который сам был пьян, отвечал утвердительно. – Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец у меня есть король в Германии! Я не хочу носа! Режьте мне нос! Вот мой нос!» Из его монолога (который к тому же, он декларировал в пьяном виде) и его поступков (как, например, Шиллер выкинул Пирогова из своей квартиры, за то, что тот поцеловал его жену) ясно виден его асоциальный характер, несмотря на то, что он немец.
Похожие статьи:
Поэзия А.С. Пушкина
Обновление темы Отечественной войны, новый ее поворот начинается с Пушкина.
В юношеских своих стихотворениях Пушкин еще во многом следует традиции, своим знаменитым предшественникам — в особенности Державину, чья тяжелая лира слышитс ...
Образ повествователя в романе В.С. Маканина "Андеграунд,
или Герой нашего времени"
Одна из тем романа "Андеграунд, или Герой нашего времени" это проблема художника, живущего в "переломную" эпоху, и в связи с этим попытка ответить на вопрос "как быть писателем". Поэтому неслучаен у В.С. Мака ...
Образ
эмигранта в романе «Вечер у Клэр»
Действительно поворотное и замечательное событие происходит в литературной жизни Гайто Газданова достаточно рано, в начале 1930 года. К лету 1929 года он завершает работу над своим первым романом «Вечер у Клэр» (текст издателя датирован « ...