Разделы


Дореволюционная Москва. Иван Бунин

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Дореволюционная Москва. Иван Бунин

Родился 10 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей старинной дворянской семье. Имя Бунина у дореволюционных читателей всегда связывалось с темой вымирающих дворянских гнезд.

Когда Бунину исполнилось три года, семье пришлось переехать в Елецкий уезд, где и прошло детство писателя. Первыми детскими впечатлениями юного Бунина стали рассказы матери, странников, дворовых, народные сказки, легенды и песни, исконная русская речь и среднерусская природа. Именно эти темы можно найти в произведениях писателя.

В 1881 году Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии, однако в 1886 году его отчислили за неявку с каникул. Примечательно, что он никогда не имел собственного дома и жил в чужих домах или отелях.

В 1906 году Бунин переехал в Москву, а в 1920 году эмигрировал из России во Францию, в Париж. Болезненная разлука с Родиной приводит к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Почти все, написанное им в это время – о былой России. За это время Бунин написал десять книг прозы: «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927), «Божье древо» (1931), повесть «Митина любовь» (1925). В 1943 писатель издает сборник рассказов «Темные аллеи» - лучшую книгу своей малой прозы.

В 1933 году Бунин стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.

Описания Москвы есть в сборнике рассказов «Темные аллеи». Образ барской Москвы предстает перед читателем в рассказе «Чистый понедельник». Молодой человек каждый день возит девушку обедать в рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», вечером – в театры, на концерты. Он дарит ей огромные букеты цветов, дорогие подарки, привозит редкие и популярные книги. Эта зимняя Москва прекрасна: «темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрее неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи – в сумраке уже видно было, как с шипением сыплются с проводов зеленые звезды, - оживленнее спешили по снежным тротуарам смутно чернеющие прохожие». В Москве Бунина нет места трущобам и притонам, в отличие от Москвы Гиляровского, хотя события в обоих произведениях разворачиваются приблизительно в одно и то же время – перед революцией.

В повести «Митина любовь» Москва очень похожа на Москву из рассказа «Чистый понедельник». Единственное отличие в том, что главный герой Митя не так богат. Однако в Москве опять оживленно и многолюдно. Те же театры и концерты, те же литературные вечера, что и в «Чистом понедельнике».

Это богатая купеческая, религиозная Москва, в которой жизнь кипит круглосуточно, в которой нет бед и несчастий. Здесь всегда сытно, тепло и уютно.

Похожие статьи:

Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
«Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах ...

Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ...

Ритмические формы
Формы ритма поэтического произведения многообразны, виды его различны. С понятием «поэтический ритм» связаны, в общем, все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К их числу относятся повторы: 1) тождестве ...