Разделы


Дореволюционная Москва. Иван Бунин

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Дореволюционная Москва. Иван Бунин

Родился 10 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей старинной дворянской семье. Имя Бунина у дореволюционных читателей всегда связывалось с темой вымирающих дворянских гнезд.

Когда Бунину исполнилось три года, семье пришлось переехать в Елецкий уезд, где и прошло детство писателя. Первыми детскими впечатлениями юного Бунина стали рассказы матери, странников, дворовых, народные сказки, легенды и песни, исконная русская речь и среднерусская природа. Именно эти темы можно найти в произведениях писателя.

В 1881 году Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии, однако в 1886 году его отчислили за неявку с каникул. Примечательно, что он никогда не имел собственного дома и жил в чужих домах или отелях.

В 1906 году Бунин переехал в Москву, а в 1920 году эмигрировал из России во Францию, в Париж. Болезненная разлука с Родиной приводит к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Почти все, написанное им в это время – о былой России. За это время Бунин написал десять книг прозы: «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927), «Божье древо» (1931), повесть «Митина любовь» (1925). В 1943 писатель издает сборник рассказов «Темные аллеи» - лучшую книгу своей малой прозы.

В 1933 году Бунин стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.

Описания Москвы есть в сборнике рассказов «Темные аллеи». Образ барской Москвы предстает перед читателем в рассказе «Чистый понедельник». Молодой человек каждый день возит девушку обедать в рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», вечером – в театры, на концерты. Он дарит ей огромные букеты цветов, дорогие подарки, привозит редкие и популярные книги. Эта зимняя Москва прекрасна: «темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрее неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи – в сумраке уже видно было, как с шипением сыплются с проводов зеленые звезды, - оживленнее спешили по снежным тротуарам смутно чернеющие прохожие». В Москве Бунина нет места трущобам и притонам, в отличие от Москвы Гиляровского, хотя события в обоих произведениях разворачиваются приблизительно в одно и то же время – перед революцией.

В повести «Митина любовь» Москва очень похожа на Москву из рассказа «Чистый понедельник». Единственное отличие в том, что главный герой Митя не так богат. Однако в Москве опять оживленно и многолюдно. Те же театры и концерты, те же литературные вечера, что и в «Чистом понедельнике».

Это богатая купеческая, религиозная Москва, в которой жизнь кипит круглосуточно, в которой нет бед и несчастий. Здесь всегда сытно, тепло и уютно.

Похожие статьи:

Звуковая символика и цветообозначение в драматургии А.П. Чехова
В произведениях А.П. Чехова символический подтекст приобретают не только вещи, предметы и явления окружающего мира, но и аудио и визуальный ряд. В первую очередь, он предназначен для постановки драматических произведений на сцене и грает ...

Готические романы Анны Рэдклиф и отраженные в них эстетические концепции Эдмунда Берка
Анна Рэдклиф активно участвовала в культурной жизни своей эпохи, интересовалась эстетическими, психологическими и философскими концепциями XVII-XVIII веков, некоторые пункты которых переосмысляла и включала в канву своих художественных пр ...

Произведения-речи Александра Вертинского
О всех обиженных, усталых, позабытых Напоминает миру песнь моя, И много в ней людских мечтаний скрытых, И много жалоб в книгу Бытия… (Александр Вертинский) В марте 2004 года исполнилось 115 лет со дня рождения Александра Николаевича ...