II.Страница 6
Сент-Экзюпери — писатель размышляющий и оценивающий. В своих страстных монологах он обращается к читателю как оратор. В целях интонационного разнообразия в конструкции фраз с логическим доказательством вводятся риторические вопросы, традиционное средство публицистической прозы. Стремясь к наибольшему сближению с читателем, Сент-Экзюпери употребляет в риторических вопросах местоимение nous, сливая в этом обращении себя, своих друзей-пилотов, а также читателя-собеседника, все человечество. Такое стилистическое средство обладает большой воздействующей силой. Сент-Экзюпери прибегает к нему в самых важных по философскому содержанию местах монолога, в тех случаях, когда он делится с читателем самыми дорогими ему мыслями о человеколюбии, о высоком назначении человека на земле. Вопросительная интонация врывается в повествовательный план авторского монолога, как внезапная реакция воображаемого собеседника, вскрывая внутренний полемический накал в размышлениях писателя. Раскрывая перед читателем свои сомнения, повествуя о том, что его волнует, Сент-Экзюпери прибегает к вопросительным предложениям; обращенным к самому себе. Такая форма изложения позволяет очень близко соприкоснуться с личностью автора, проникнуть в самый центр его душевного мира. Восклицательной интонацией у Сент-Экзюпери редко передается созерцательное восхищение явлениями окружающего мира, восторженность личных переживаний. Обычно восклицание выражает интенсивность мысли, усиливает убедительный тон высказывания, передает авторскую взволнованность тем или иным жизненным фактом.
Суждения литературоведов о жанре произведений Сент-Экзюпери противоречивы, между тем, его первые книги, «Южный почтовый» и «Ночной полет», написаны в духе традиционных жанров: романа и новеллы, которые писатель творчески развивает. В «Южном почтовом» в наличии все аксессуары романа: вымышленные герои, сюжет с любовными перипетиями, проходящими все стадии развития от завязки до кульминации и развязки. В этом произведении Сент-Экзюпери проявил себя как интересный художник, внеся новое в традиционные элементы романического жанра, например, в композицию. Так, реальное действие романа протекает в течение суток, пока длится полет Берниса. Многократно смещаются временные пласты, реальное действие прерывается воспоминаниями героя, относящимися к событиям, как двухмесячной давности, так и к годам далекого детства и юности. У Сент-Экзюпери введение в композицию воспоминаний составляет динамический способ развития сюжета, позволяющий упустить все второстепенное и акцентировать внимание на самых важных событиях из жизни героев. Чрезвычайному лаконизму в развитии сюжета служат и телеграфные сообщения, смело введенные в ткань романа. В «Южном почтовом» Сент-Экзюпери применяет сразу несколько повествовательных манер. Повествование ведется объективно, как бы со стороны, потом сквозь сознание главного героя Берниса, далее сквозь сознание Женевьевы, и вдруг рядом с вымышленными персонажами появляется в роли друга главного героя сам автор. Теперь повествование ведется в форме обращения к героям.
Атмосфера "Южного почтового" во многом сродни атмосфере "Маленького принца". И не только в воспоминаниях о детстве, но и в символах дома, колодца и звезды:
"Un village posé а droite, а gauche un troupeau minuscule et, l'enfermant, la voûte d'un ciel bleu. « Une maison », pense Bernis. Il se souvient d'avoir ressenti avec une évidence soudaine que ce paysage, ce ciel, cette terre étaient bâtis а la manière d'une demeure. Demeure familière, bien en ordre. Chaque chose si verticale. Nulle menace, nulle fissure dans cette vision unie: il était comme а l'intérieur du paysage. " (14, стр.29)
Похожие статьи:
Несовершенство женского мира в журналах Н.И. Новикова сквозь
призму «комического». Просветительские взгляды Н.И. Новикова на роль
журналистики. Полемика с Екатериной о назначении сатиры
Николай Иванович Новиков родился 27 апреля 1744 г. в селе Авдотьине под Москвой в дворянской семье среднего достатка. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете. После этого служил в чине солдата ...
Понимание счастья и смысла жизни современными подростками в сравнении с героями
рассказов Б. П. Екимова
Для выяснения того, как понимают счастье и смысл жизни современные подростки, в школе №98 был проведен социологический опрос среди учащихся 7-11 классов. В опросе участвовало 118 человек, из них 7-8 классы – 47 человек, 9-11 классы – 71 ч ...
Балладное творчество И. В. Гете
Иоганн Вольфганг Гете (Goethe) (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар), немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской Ак ...