Разделы


II.
Страница 5

Материалы » Особенности сюжета в романе Антуана де Сент-Экзюпери “Южный почтовый” » II.

Обобщенность художественного видения Сент-Экзюпери проявляется в изобилии метафорических образов. Поиски высокого смысла жизни в каждом единичном факте действительности проявляются в самом процессе образования символических метафор — в мгновенном переходе от простого конкретного слова к многозначному, отвлеченному понятию. Сент-Экзюпери присуще заключать большое содержание в малом объеме. Неожиданно соединяя в метафоре очень отдаленные на первый взгляд понятия, писатель ищет кратчайший путь создания образа, который называет «конкретным символом». Широкие обобщения, переданные с помощью конкретного, часто предметного понятия, приобретают поэтические свойства. Аналогия, положенная в основу сближаемых явлений, способствует пробуждению художественного мышления читателя, заставляет его совершить тот же путь ассоциаций, который проделал автор. Слово-образ расширяет смысловой диапазон изображаемого, освещая его светом неожиданных сопоставлений ассоциаций: «Bernis était assis au coeur même de la douleur dans une intimité dérobée». В «сердце», центре всех жизненных сил, катализируется все самое человечное. Слово «coeur» расширяет свой внутренний смысл и приобретает пространственное значение. Это центр, в котором сосредоточена вся суть: Бернис в доме умирающей Женевьевы находился в «самом сердце страдания», потому что он не был чужим, любил ее и с трудом переносил тяжесть утраты.

Сент-Экзюпери создает систему метафорических образов на основе «цепной реакции ассоциаций». Эти усложненные метафорические образы не всегда разгадываются в узком контексте. Их поэтическую сущность нужно искать, привлекая широкий контекстуальный фон. Такие образы стимулируют воображение читателя. Прослеживая «цепную реакцию» ассоциаций, читатель становится участником создания поэтического образа. Этим во многом объясняется притягательная сила прозы Сент-Экзюпери.

Чтобы лучше раскрыть духовную мощь крылатых людей, Сент-Экзюпери выбирает для изображения самые напряженные моменты в схватке человека с силами природы. Самолет у писателя не просто совершает полет, а «борется» в небе. Понятие lutter, передающее основное содержание профессии пилота первых времен развития авиации, служит источником целого ряда метафорических образов военного характера: «la bataille» в значении полет, «L’ennemi» — силы природы.

Природа — неотъемлемый участник действия всех произведений Сент-Экзюпери. Писатель запечатлевает панораму и даже природу в целом. У него тема природы лишь тогда приобретает поэтическое звучание, когда в ней ощущается человек, в облике окружающего мира, угадываются вещи и явления повседневной жизни. Природа у Сент-Экзюпери — это мир, неотделимый от повседневного труда пилота, их соединяют вечный союз и вечная борьба. Это не значит, что пилот, поглощенный своим ремеслом, не воспринимает красоту окружающего пейзажа. Но созерцательное, пассивное любование природой отступает в творчестве Сент-Экзюпери на второй план. Природа поэтически олицетворяется, когда писатель изображает борьбу пилота со стихией.

Большое место в художественной системе Сент-Экзюпери занимает образ водной стихии. Непостижимая, фантастическая необъятность моря сопоставляется не только с воздушным пространством. «Море» создает целую систему других образов, связанных с водной стихией: образ морского ветра, символизирующий душевный порыв к освоению неизведанных просторов природы, образ волны, передающий пульсацию внутренней жизни. Сравнение небесных просторов с морем превращает полет в плавание, пилот напоминает моряка. В «Южном почтовом» также присутствует образ реки - это символ быстротекущей жизни.

В философской основе творчества Сент-Экзюпери, по мнению критика Волошиной Л.Б., лежит антитеза — высокий гуманистический идеал человека и буржуазный индивидуализм. Антитеза в идейных выводах писателя нашла свое выражение и в синтаксическом строе его прозы, обусловила частое обращение к противительной интонации. Противительная интонация служит средством доказательства, она связана с диалектическим характером мировосприятия писателя, внутри фразы противительная интонация создает столкновение противоположных суждений, раскрывая сложность жизненных явлений. У Сент-Экзюпери нет прямой критики современного ему общества. Но постоянная неудовлетворенность писателя законами, довлеющими над личностью в мире капитала, пронизывает, как подводное течение, его творчество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Баллада как литературный жанр
БАЛЛАДА в средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением (провансальская balada, итальянская ballata, французская ballade происходят от народно-лат. ba ...

Пьетро Метастазио
Сильное впечатление на современников произвело дарование Пьетро Метастазио (1698-1782). Его литературное наследие огромно (более 60 пьес). В истории литературы он должен быть отмечен прежде всего как оперный либреттист. Музыкальная лирич ...

Символика цвета в пьесах Чехова
К цветовым обозначениям как неким символам в художественном пространстве драмы Чехов прибегает уже в пьесе «Чайка». Здесь прослеживается противопоставление двух цветов: черного и белого. При этом белый цвет в драме неизменно связан с обр ...