Разделы


Саша Черный

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Саша Черный

Настоящее имя и фамилия – Александр Михайлович Гликберг. Родился в 1880 году. Создал ироническую маску аполитичного интеллигентного обывателя, откликался на многие злободневные темы, высмеивал представителей разных политических партий. За свою жизнь выпустил два сборника стихов, «Разные мотивы» (1906) и «Сатиры и лирика» (1911), писал детские стихи, а в эмиграции написал книгу прозы «Солдатские сказки», которая была опубликована в 1933 году после его смерти.

«Руководство для гг., приезжающих в Москву» (1909) – одно из немногих его произведений, посвященных Москве, однако именно оно наиболее ярко характеризует дореволюционную Москву.

Это сатирическое произведение посвящено образу жизни Москвы. Построено в форме руководства или инструкции, состоящей из пятнадцати пунктов, для провинциала, приехавшего в Москву.

В графе «для какой надобности приехал?» нужно писать: «для пьянства». По мнению Черного, «это самый благонамеренный повод». Перед въездом в Москву нужно намазаться жидкостью от клопов и даже принять ее внутрь, «так как московские клопы залезают даже в горло. Перед многими московскими вратами нужно обнажать голову, но чтобы не ошибиться, нужно носить все время шляпу в руках». Питаться стоит в разных местах, но так как дают одно и то же, следует постоянно менять последовательность употребления блюд: завтрак начинать с селянки, обед - с кулебяки, а ужин – с расстегаев. Флиртовать можно в Оружейной палате, ухаживать там же, а расплачиваться за платную любовь уже в гостинице. Если носить с собой паспорт, то можно пить без страха. Если ты еврей, то нужно вложить в паспорт деньги и надеяться на Бога. С. Черный считает, что самое лучшее, что можно сделать в Москве – это прийти в Художественный театр, вызвать Станиславского и поцеловать ему руку.

Саша Черный не ценит Москву, относится к ней как к рассаднику клопов, вечно сосущих кровь. Это грязный, вонючий, пьяный, продажный, необразованный и бандитский город. С легкой иронией и краткостью, присущей этому автору, были описаны все традиции, обычаи и нравы Москвы 1909 года. Однако это всего лишь мнение Саши Черного.

Похожие статьи:

Фольклорные и христианские мотивы как средство воссоздания народного мировосприятия
Особое значение в формировании стиля Бунина имело изучение устного народного творчества. В государственном музее в Орле хранятся выписки писателя из фольклорных записей Барсова, записей старинных слов, народных выражений, пословиц, погово ...

Проза д’Обинье
Перу д’Обинье принадлежит также ряд прозаических произведений. Его «Приключения барона Фенеста», изданные в 1617-1630 гг., - первый опыт плутовского романа во французской литературе. Книга отмечена также несомненным воздействием «Дон Кихо ...

Сестры Марфа и Мария как праведницы
Сестры Марфа и Мария не могут быть отнесены к разряду святых. Хотя в «Сказании о воздвижении Унжеского креста» их образы и их судьбы выдвигаются на первый план, героини не получают полной агиографической характеристики. В начале произведе ...