Разделы


Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина. Экологическая тема в прозе и публицистике
Страница 1

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина. Экологическая тема в прозе и публицистике

Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В.Г. Распутина определяющее место. Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и человека. У В.Г. Распутина к природе особое отношение. "Он влюблен в нее сыновней любовью и свидетельствует об этом всем своим творчеством" [35; 166]. Ответственность и страдающая любовь побуждают писать так, что граница между публицистическим выступлением и художественным творчеством практически размывается.

Боль и тревога писателя за судьбу родного края с особенной силой выразились в его повести "Прощание с Матерой", которая подводит своеобразный художественный итог размышлениям В.Г. Распутина о трагической судьбе деревни перед неизбежностью технического прогресса, осуществляемого варварскими, жестокими, антигуманными методами. В этот период усиливается трагическое мироощущение писателя. Остров Матера у В.Г. Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира.

В.Г. Распутин не давал рецептов что строить и как строить, его произведение - попытка писателя заступиться за деревню посредине Ангары В своей повести он показал, что пережили люди, у которых отняли "самой судьбой назначенную землю", заставил задуматься, не слишком ли дорогая цена платится за научно-технический прогресс. "Прощание с Матерой" - это твердое убеждение В.Г. Распутина в том, что человек является частью природы, а потому не может быть победителем. Вся его агрессия против природы - всегда проигрыш человека.

Старики Матеры, отстаивая свое право жить согласно издревле установленным традициям, в глазах автора - настоящие святые. Авторский выбор выглядит одновременно и естественным, и необычным. С благодарностью и любовью рисует В.Г. Распутин людей, отдавших силы земле, слитых с нею трудом, не расставшихся с Богом, выше всего ставящих совесть. Это они разгадали, что цивилизация "верх взяла" над человеком, "погоном его погоняет", их устами говорит народная мудрость.

Философско-публицистическая повесть "Пожар" (1985) тематически продолжает "Прощание с Матерой". Герои живут в поселке после переселения из затопленной, подобно Матере, деревни. Их жизнь, лишенная стержня и ценностей, проявляющихся в отношении к природе, месту своего обитания, друг к другу, ведет к нравственному разложению. Вспыхнувший в поселке пожар - своеобразное наказание людям за грех беспамятства, безверия, пьянства. Философский пафос В.Г. Распутина, связанный с идеей сохранности мира, природы и памяти, дополняется мотивом творчества, столь необходимым для поиска новых путей созидания.

После повестей "Прощание с Матерой" и "Пожар" экологическая тема стала ведущей в творчестве В.Г. Распутина. Публицистическая деятельность стала определяющей: практически одновременно с многочисленными статьями, посвященными теме защиты природы, вышел очерк "Байкал".

Образ Байкала представлен в его мистической красоте и природной ценности. В связи с тем, что В.Г. Распутин - писатель прежде всего не идеи, а образа, в своем очерке он обращается не столько к разуму читателя, сколько к совести, к воображению.

Описание Байкала В.Г. Распутин начинает с чужого авторитетного слова. Он ссылается на первый опыт описания озера протопопом Аввакумом, которому по возвращении пришлось летом 1662 года переплавляться с восточного берега Байкала на западный. Священник употребляет такие выражения для описания природы: "…горы высокие, утесы каменные, …птиц…много, рыбы…прочих родов много…", "…вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем…" [31; 210]. Природа Байкала более трехсот лет назад была необычайно богата. В.Г. Распутин подчеркивает, что озеро "с незапамятных времен называли "святым морем", "святой водой"" [31; 210]. "Коренные жители и русские, пришедшие на его берега уже в ХVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной, неземной, тайной и красотой" [31; 212]. Поклонение Байкалу "диких людей и людей для своего времени просвещенных было одинаково полным, захватывающим" [31; 211]. "…У одних прежде всего затрагивало мистические чувства, а у других - эстетические и научные" [31; 211]. Байкал изучили, измерили, "он обрел определенные размеры" [31; 211]. Оказалось, что озеро вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, в нем зародились нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений. Но, несмотря на все открытия, Байкал невозможно лишить его "таинственности и загадочности" [31; 213]. Он является открытой и описанной величиной. "И он стоит в этом ряду…потому лишь, что сам-то живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый, знает свое собственное извечное место и собственную жизнь" [31; 215].

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Трансформация значений
Говоря о лексических номах русского языка наших дней, следует иметь в виду также то, что многие слова и даже группы слов за последнее время изменили свое значение. Биржевик обозначало «биржевой делец», стали же так называть работника бир ...

Безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола или категории состояния с инфинитивом
Безличные предложения рассматриваемой разновидности структурно очень разнообразны и вместе с тем характеризуются общим назначением. Они всегда выражают оценку объективных условий для осуществления того действия, которое названо инфинитиво ...

Выводы
Язык в комедии стал свидетельством ярчайшего дарования Островского, чуткого к народной речи и воссоздавшего культурно-бытовой уровень определенной социально-психологической среды середины XIX века. Человек в первых же произведениях драма ...