Разделы


Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина. Экологическая тема в прозе и публицистике
Страница 2

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина. Экологическая тема в прозе и публицистике

Чувство любви писателя к родной земле с особой силой проявилось в историко-краеведческом полотне "Сибирь, Сибирь…", посвященном родному великому краю, повествовании-обозрении, охватившем и красивейшие города, и заповедные природные уголки. Он создал образ величественного, щедрого на природные богатства края, заявив, что "нет ничего в мире, что можно было бы поставить в один ряд с Сибирью" [31; 276]. Сибирь была опорой России, а не только краем ссылки и каторги, как долго считалось. В годы бедствий она давала приют потерявшим кров и хлеб, она стояла под Москвой в 1941-м. Несмотря на то, что Сибирь, как и вся Россия, переживает кризис, можно задуматься о ее роли в будущем. Не уготовано ли ей стать спасительницей России?

Книга "Сибирь, Сибирь…", пополняемая с каждым выпуском новыми главами, свидетельствует: земля Байкала и Ангары породила писателя В.Г. Распутина для того, чтобы он сказал о ней словами, достойными ее красы и мощи, стал выразителем ее бед. Книга открывает перед читателем необыкновенно прекрасную заповедную "страну Сибирь", но и рассказывает об ее истории, о подвигах легендарного Ермака и других первопроходцев, о характере сибиряков, о вкладе первых сибирских городов в развитии торговли и культуры в крае. Размышления писателя о прошлом, настоящем и будущем Сибири - это по существу размышления о проблемах планетарного масштаба, о будущем землян. Книга о Сибири дополняется глубокими и бесстрашными публицистическими выступлениями автора по самым мучительным и жизненно важным российским вопросам.

Автор поднимает страстный голос в ее защиту. "С любовью и оберегом должно относиться к родной земле, другого не дано" [24; 148], - утверждает В.Г. Распутин.

От выпуска к выпуску все печальнее наблюдения автора. В третьем издании, в последнем очерке есть такие строки: "Не одно столетие Сибирь пыталась снять с себя ярмо российской колонии, а теперь кончается тем, что ей приготовлена участь мировой колонии…" [24; 214].

В статье "Видя вокруг прозрения слепых…" В.Г. Распутин признается, что Байкал для него - буквально питающая сила: "это…нечто живое, отцовское, плоть от плоти и соль от соли которого все мы, живущие рядом, происходим" [9; 5]. Это пиетет без страха и упрека и невозможность жизни без озера. Вдали от Байкала писатель чувствует себя одиноко: "я заболеваю, словно сиротею, появляется чувство угнетенности" [9; 5].

Первые предвестья беды появились в начале 1950-х годов - угроза оскудения Байкала. "Поубавились уловы омуля, знаменитой байкальской рыбы" [24; 45]. В послевоенные голодные годы "черпали из Байкала до ста тысяч центнеров только для государства и неизвестно сколько для себя" [24; 45]. Вырубалась тайга, "лес сплавляли по речкам, по которым омуль шел на икромет, перекрыли ему пути для продолжения рода. Из четырех популяций омуля осталось три" [24; 46].

Настоящая беда пришла в 1953 году, когда было решено ставить на Байкале целлюлозные заводы. Так как потребовалась для "отмывки" целлюлозы чистая вода с минимальной дозой минеральных веществ. Только три источника отвечали этому требованию - Ладога, Телецкое озеро на Алтае и Байкал.

В 1958 году на месте будущего Байкальска появились первые строители, а чуть позже развернулись работы на Селенге, где и началось сооружение целлюлозно-картонного комбината.

На середину 80-х годов приходится разгар борьбы за Байкал, и В.Г. Распутин был на переднем ее крае.

В его очерке "Байкал" (книга "Сибирь, Сибирь") есть такие слова: "Рядом с Байкалом мало размышлять привычно, здесь надо выше, чище, сильнее думать, вровень с его духом, не бессильно, не горько" [24; 80]. "Вровень с его духом…". Так был обозначен уровень писательской и гражданской позиции в подходе ко всему, что касалось священного моря.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Творческий путь Иосифа Бродского
Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питер ...

Языковые взаимодействия тюркских и славянских народов
Работу над этой главой я прервал, чтобы слетать в Дубулты на четырехстороннюю встречу писателей. С 13 по 16 мая 1974 года в зале Дома творчества шли обсуждения литературных дел с участием четырех делегаций - Индии, Бангладеш, Пакистана и ...

Общее понятие образа няни
Художественный образ – одна из основных категорий эстетики. Образом называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и ...