Разделы


Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина. Экологическая тема в прозе и публицистике
Страница 3

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина. Экологическая тема в прозе и публицистике

Всю хронологию "байкальской эпопеи" В.Г. Распутина можно проследить по книге "Слово в защиту Байкала. Материалы дискуссии", выпущенной в Иркутске в 1987 году и включившей в себя три выступления писателя.

Очерк "Байкал" 1981 года - это гимн сибирскому морю, непревзойденное по художественно-поэтической силе описание его красоты и мощи. В.Г. Распутин называет Байкал "любимцем природы", ее "венцом и тайной", "дух Байкала" - особенным, "очищающим, вдохновляющим, взбадривающим душу и помыслы" [50; 160]. Образ "могучего, богатого, величественного, красивого многими красотами, царственного и неоткрытого, непокорного" [50; 158] озера встает со страниц очерка во всем своем великолепии.

К этому времени плоды промышленного освоения байкальского побережья становились все более очевидны общественности, которую представляли известные ученые, писатели (О.В. Волков, Г.И. Галазий, О.К. Гусев, Ф.Н. Таурин, В.А. Чивилихин, М.А. Шолохов, А.Л. Яншин и др.) в середине 1960-х не удалось предотвратить строительство Байкальского целлюлозно-бумажного и Селингинского целлюлозно-картонного комбината. Дискуссия по проблеме сохранения мирового наследия продолжалась Принятые в 1960-1970-е годы постановления Совета министров СССР природоохранного характера (таких документов было три), запрет на сплав и вырубку прибрежных байкальских лесов притупили на время остроту дискуссии. Однако грязное пятно промышленных стоков БЦБК на поверхности озера разрасталось, нормы очистки нарушались, шло усыхание тайги.

Статья В. Г, Распутина "Байкал у нас один" (впервые опубликована в "Известиях" за 17 февраля 1986 года, а затем вошедшая в сборник) написана в разгар борьбы за чистоту озера и свидетельствует об активной позиции писателя. Он рассказывает о своей безрезультатной встрече с министром лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности М.И. Бусыгиным и его заместителями.

"Что имеем…Байкальский пролог без эпилога" - третья распутинская статья в сборнике "Слово в защиту Байкала" (впервые опубликованная в "Правде" за 11 мая 1987 года) - уже более спокойное, аналитическое рассуждение о недавних событиях, поистине достойных сравнения "разве что с громкими названиями военных сражений" [50; 221]. В ней примечательны наблюдения о том, какими методами действуют покорители природы, наделенные властью, и понимание того, что в обществе произошло расслоение на "реактивное" и "остаточное" [50; 225] (традиционное) мышление, и каждое утверждает собственное понимание цивилизации.

Была надежда, что намечаемая правительством комплексная программа по сохранению лесов и вод Байкала позволит озеру вдохнуть легче, были и сомнения - министерства по-прежнему не исполняли своих обещаний, а сроки перепрофилирования БЦБК отодвигались на следующую пятилетку. Все завершилось тем, что четвертое постановление по Байкалу в апреле 1987 года появилось. Среди главных мер - ликвидация БЦБК к 1993 году, перенос производства в Усть-Илимск, введение на Селенгинском комбинате замкнутого цикла водопользования. Для контроля за выполнением этого постановления была создана межведомственная комиссия, поработав в которой В.Г. Распутин понял: "Настроя на серьезную работу нет" [50; 227]. Министры на заседания комиссии вместо себя посылают замов, "все та же раскачка, раскачка, раскачка, выжидающая, не изменится ли обстановка, чтобы, не дай Бог, не перестараться" [50; 227].

"Мы все на этой земле, при любых должностях и званиях, временны. Вечна Родина. Вот из чего должен исходить истинный патриот" [18; 2], - заключает писатель, пытаясь урезонить своих оппонентов цитатой из новой редакции партийной программы, где сказано о бережном природопользовании, контроля над ним, экологическом воспитании населения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Нормы ударения
Ударение в русском языке - это выделение одного из слогов в составе слова усилением голоса. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит как бы лак ...

Выводы
Язык в комедии стал свидетельством ярчайшего дарования Островского, чуткого к народной речи и воссоздавшего культурно-бытовой уровень определенной социально-психологической среды середины XIX века. Человек в первых же произведениях драма ...

Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Гриб ...