Разделы


История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра
Страница 2

Материалы » Эволюция дневникового жанра - от интимных журналов до блогов » История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра

3. дневник-повествование

(заведомо рассчитанный на читателя, являющий миру самого автора или его вымышленного героя);

4. дневник-органайзер

(или деловой дневник: здесь уже минимум посторонних записей, «ничего личного»; все комментарии относятся к делу, лейтмотив – планы и их осуществление);

5. электронный дневник

(как гибрид предыдущих плюс возможности Интернет-общения: здесь максимальная публичность и технологичность сочетаются с возможностью создания своего приватного мира).

Дневник выполняет одновременно несколько функций. Одни из них явны самому автору, другие актуализируются лишь в определенные периоды или в особых ситуациях, третьи — вообще не замечаются им. Вот наиболее важные функции личного дневника.

§ Психотерапевтическая. Снятие эмоционального и нервного напряжения в результате письменной рационализации.

§ Исповедальная. Реализует стремление поделиться самым сокровенным.

§ Культурно-игровая. Дневник — своего рода излишество, прихоть, подражание книжным барышням. Его можно вести, а можно и не вести, он не обязателен, как всякая игра, но и, как всякая игра, доставляет удовольствие.

§ Творческая. В дневнике автор волей-неволей вынужден излагать события в литературной или квазилитературной форме. Стиль дневника так или иначе организуется в виде жанра — рассказа, размышлений; возникает необходимость сюжета. Недаром некоторые авторы воспринимают дневник как книгу — метафорическую «книгу жизни» или даже отчасти прототип будущей реальной…

§ Аутокогнитивная. Перечитывая регулярно прошлые записи, автор начинает лучше понимать себя, логику своих чувств, мыслей, поступков.

§ Мемуарно-архивная. Дневник выступает как культурный механизм сохранения памяти о событиях индивидуальной жизни.

§ Коммуникативно-диалоговая. В данном случае имеется в виду возможность прочитывания дневника желаемым или, во всяком случае, ожидаемым, «предсказуемым» человеком. Автор дневника более или менее сознательно надеется найти понимание у будущего читателя.

Таким образом, дневник можно рассматривать не просто как разновидность рукописных практик, но и как культурно-психологическийфеномен.

Примеры дневниковых записей различных эпох приведены в Приложениях 1 и 2.

Итак, дневники развиваются в жанровом и социально-психологическом смысле: от коротких хроникальных записей - к самостоятельному литературному жанру и от фиксации событий к «аутопедагогике

» (когда дневник становится способом аналитического самоописания, действенным средством самовоспитания). Именно поэтому сегодня дневник можно и нужно подключать к решению образовательных задач.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Волгоградский писатель Б. П. Екимов ― один из лучших современных русских писателей
Открытие писателя Бориса Екимова состоялось в 1979 году после появления рассказа «Холюшино подворье». Он вошел в русскую литературу «как писатель, который стремится к постижению кристально чистых, простых и мудрых основ народного уклада, ...

Чичиков у Плюшкина (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещико ...

Русская литература XX века
В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II. В настоящее время общепризнанно, что в литературу «XX век» пришел в начале 90- ...