История, эволюция и основные характеристики дневникового
жанраСтраница 2
3. дневник-повествование
(заведомо рассчитанный на читателя, являющий миру самого автора или его вымышленного героя);
4. дневник-органайзер
(или деловой дневник: здесь уже минимум посторонних записей, «ничего личного»; все комментарии относятся к делу, лейтмотив – планы и их осуществление);
5. электронный дневник
(как гибрид предыдущих плюс возможности Интернет-общения: здесь максимальная публичность и технологичность сочетаются с возможностью создания своего приватного мира).
Дневник выполняет одновременно несколько функций. Одни из них явны самому автору, другие актуализируются лишь в определенные периоды или в особых ситуациях, третьи — вообще не замечаются им. Вот наиболее важные функции личного дневника.
§ Психотерапевтическая. Снятие эмоционального и нервного напряжения в результате письменной рационализации.
§ Исповедальная. Реализует стремление поделиться самым сокровенным.
§ Культурно-игровая. Дневник — своего рода излишество, прихоть, подражание книжным барышням. Его можно вести, а можно и не вести, он не обязателен, как всякая игра, но и, как всякая игра, доставляет удовольствие.
§ Творческая. В дневнике автор волей-неволей вынужден излагать события в литературной или квазилитературной форме. Стиль дневника так или иначе организуется в виде жанра — рассказа, размышлений; возникает необходимость сюжета. Недаром некоторые авторы воспринимают дневник как книгу — метафорическую «книгу жизни» или даже отчасти прототип будущей реальной…
§ Аутокогнитивная. Перечитывая регулярно прошлые записи, автор начинает лучше понимать себя, логику своих чувств, мыслей, поступков.
§ Мемуарно-архивная. Дневник выступает как культурный механизм сохранения памяти о событиях индивидуальной жизни.
§ Коммуникативно-диалоговая. В данном случае имеется в виду возможность прочитывания дневника желаемым или, во всяком случае, ожидаемым, «предсказуемым» человеком. Автор дневника более или менее сознательно надеется найти понимание у будущего читателя.
Таким образом, дневник можно рассматривать не просто как разновидность рукописных практик, но и как культурно-психологическийфеномен.
Примеры дневниковых записей различных эпох приведены в Приложениях 1 и 2.
Итак, дневники развиваются в жанровом и социально-психологическом смысле: от коротких хроникальных записей - к самостоятельному литературному жанру и от фиксации событий к «аутопедагогике
» (когда дневник становится способом аналитического самоописания, действенным средством самовоспитания). Именно поэтому сегодня дневник можно и нужно подключать к решению образовательных задач.
Похожие статьи:
Известные
цитаты
«Классические розы»:
.Как хороши, как свежи будут розы,Моей страной мне брошенные в гроб!«Увертюра»:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!Удивительно вкусно, искристо и остро!Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!Вдо ...
«Фаталист».
Схватка героя романа с судьбой наиболее прямое выражение получает в «Фаталисте».
Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы прошлого века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлече ...
Использование автором дополнительных фоностилистических средств
Из специальных фоностилистических средств для создания соответствующего эмоционального настроения автором используется ассонанс, т.е. созвучие ударных звуков. Так, при изображении мрачной картины на берегу реки и передаче отрицательных эм ...
