Разделы


История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра
Страница 1

Материалы » Эволюция дневникового жанра - от интимных журналов до блогов » История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра

Личный дневник как социокультурный феномен родился, наверное, вместе с письменностью, если не раньше. Мир сохранил много дневников, написанных на разные темы и с разными целями. Некоторые из них стали свидетелями не только частных событий, но и самой Истории.

Дневник – ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности (последнее впрочем не всегда обязательно). Дневник представляет собой первичную форму мемуаров: общая перспектива событий здесь отсутствует, и повествование держится на молекулярной связи записей, объединенных единством излагающего их лица, системой его воззрений.

Дневником называется «форма повествования от первого лица, которая ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей

». Это предельно общее определение не учитывает множества внутренних жанровых разновидностей дневника.

Характерная черта дневника — неожиданное постижение, открытие ведущим дневник того, что было скрыто, не замечено человеком в самом себе, в других людях, в мире вообще.

Зачем вообще пишутся дневники? Считается, что есть две основные цели. Во-первых, для себя, для того, чтобы зафиксировать основные события жизни, размышления, встречи. Такой дневник не предназначен для посторонних глаз, хотя его можно потом использовать, например, для написания мемуаров - отобрав и переосмыслив некоторые факты. Во-вторых, для других. Тогда автор дневника изначально предполагает, что у него когда-нибудь будет читатель, он мало пишет о себе, зато фиксирует все, что впоследствии может представлять исторический интерес.

Людям свойственно заводить и вести дневники в определенных жизненных ситуациях, душевных состояниях и возрастных периодах.

Простейшая (и важнейшая) функция дневника — фиксация

. Следующий шаг — к свидетельству

— предполагает уже не просто бессознательный отбор фактов; наоборот, этот отбор производится весьма обдуманно и тщательно. Таковы многие дневники сталинской эпохи, дневники путешественников, заключенных, приговоренных к казни. Цель их можно оценить как мемориально-назидательную; потомки должны помнить об авторе и эпохе и использовать это знание для совершенствования себя и окружающих.

Некоторые дневники велись не только для себя или потомков, но и для современников. Отрывки из чуть ли не самых значительных дневников прошлого века авторы зачитывали вслух друзьям. Классик «дневникового жанра» Вяземский публиковал выдержки из своих записных книжек, поддавшись обаянию модного тогда Байрона.

Дневник предполагает определенную интимность, доверительность

(«Я начинаю вести ДНЕВНИК…, я трачу бумагу и записываю сюда ВСЕ, всю мою жизнь. …. Здесь его никто никогда не прочитает кроме меня…») и одновременно «накапливает живую память». С течением времени дневники становятся все более публичными, а значит, часто подменяют интимное самовыражение манифестациями и манипуляциями.

По мнению немецкого философа Х.Арендт, публичное пространство есть арена действий людей, совершаемых ими демонстративно, перед лицом друг друга. Целью становится интерпретация действий другого, и перечень того, что подлежит демонстрации, увеличивается с каждым десятилетием. Публичная сфера сегодня — это сфера «нарциссической самопрезентации»: мы обнажаем тела, чувства, мысли, намерения и желания; кажется, что нет уже ни толики сокровенного (кроме, разве что, шпионской информации, которая со временем тоже становится пищей для очередной сенсации).

Граница между интимностью и публичностью стерта. Подобная «публичность приватного» становится новой общественной ценностью. Меняется представление о частной жизни, все выставляется напоказ (проекты «За стеклом», «Голод», «Дом-2» и т.д.), поэтому дневник из укромного убежища для собственных мыслей превращается в электронный проект "ВОТ Я - полюбуйтесь .". В этом смысле блог (электронный дневник) – закономерный продукт своего времени не только в техническом, но и в социально-психологическом смысле: откровения в глобальной сети, тайны для всех и каждого – что может быть более характерным для общественного сознания начала XXI века?

В контексте изменения пропорции «приватность – публичность» с дневники можно подразделить на следующие виды, исторически сменяющие друг друга:

1. интимный дневник

(если он попадает в чужие руки, это скандал);

2. дневник-альбом

(куда можно заглядывать другим, оставлять записи, посвящения и т.п.; в 70-80-е годы была масса таких девичьих дневников-песенников с почти идентичным содержанием – различались только имена и вклеенные фотографии);

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Кантемиров А.Д.
Он жил в эпоху, когда только закладывались первые основы современного русского литературного языка; его сатиры написаны по доживавшей уже в то время свой век силлабической системе стихосложения, и тем не менее имя Кантемира, выражаясь сло ...

Анализ особенностей художественного стиля гомеровского эпоса
Чтобы понять суть, квинтэссенцию художественного стиля Гомера, а, стало быть, и сущность эпического стиля в целом, необходимо в первую очередь проанализировать его связь с социально-исторической эпохой, во время которой он возник и развил ...

Балладное творчество И. В. Гете
Иоганн Вольфганг Гете (Goethe) (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар), немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской Ак ...