Разделы


Общая характеристика безличных предложений
Страница 1

Материалы » Безличные предложения в произведениях М.Ю. Лермонтова » Общая характеристика безличных предложений

Безличные предложения– предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении выражается чаще всего безличным глаголом, личной формой безличного глагола, неопределённой формой и др.

Безличные предложения– разнообразная и наиболее употребительная группа односоставных предложений. По сравнению с определённо-личными, неопределённо-личными предложениями безличные гораздо более много-образны по грамматической структуре и по своим смыс-ловым возможностям. Особенностью таких предложений, как мы уже знаем, является отсутствие в них подлежащего.

В месте с тем все разновидности безличных предложений характеризуются и некоторыми общими особенностями в выражении главного члена, и общими чертами грам-матической смысловой стороны слов.

Довольно часто специфика безличности создаётся не тем, что в предложении нельзя вставить название деятеля (под-лежащее), тем, что надо изобразить действие в отрыве от деятеля, как возникающее и существующее независимо от него.

Например: Я думаю об этом постоянно.

Мне вздумалось

завернуть под навес.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В первом предложении я – активный производитель дей-ствия, от его воли и желания зависит наличие действия. Во втором предложении действие возникает и существует не-зависимо от деятеля.

Для выражения главного члена безличных предложений характерно использование безличных форм третьего лица единственного числа или среднего рода. В этих формах употребляются знаменательные и связочные глаголы, стра-дательные причастия. Форму, внешне совпадающую с кра-ткими прилагательными среднего рода, имеют обычно и слова категории состояния, широко употребляемые в качестве главного члена безличных предложений.

Например: Меня терзало

судорожной болью.

М.Ю. Лермонтов «Ночь»

Структурные изменения главного члена (его спрягаемой глагольной части) могут затрагиваться в безличных предло-жениях только наклонение и время.

Например: Ему следует подумать –

Ему следовало подумать –

Ему следовало бы подумать.

Как видно из примера формы лица, рода и числа здесь неизменны. Невозможны первое второе лицо; мужской и женский род; множественное число.

Определяющей особенностью грамматического смысла безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях – когда выра-жается:

- действие (Лодку сносит

к югу);

- состояние человека или животного (Ему холодно

);

- состояние окружающей среды (Тянет

свежестью);

- состояние дел (Нельзя откладывать

работу);

- состояние развивающихся событий (Пришлось ехать

).

Не менее важной и характерной является другая особен-ность безличных предложений. Выражаемый в них признак чаще всего является результатом действия неопределённой совокупности стихийных сил или объективных обстоятельств. Поэтому самим употреблением данного вида предложения подчёркивается, что признак этот не имеет прямой связи с каким-либо отдельным субъектом. Такие безличные предложения передают этот признак, как сугубо временный и присущий ситуации в целом, а не отдельному предмету. Обе эти особенности выявляются при сопоста-влении безличных предложений с двусоставными.

Например: Душно стало

в сакле, и я вышел на воздух

освежиться.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Если сообщается о действии (об активном воздействии на объект), то в безличном предложении оно обозначается как лишённое какого-либо субъекта - производителя действия.

Например: Надо было

на что-то решиться.

М.Ю. Лермонтов «Штосс»

Безличная форма используется в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его.

Например: И слышно было

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений — «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях); начата работа над поэмой «Мертвые души», зако ...

Почему я выбрала тему «Печорин как Герой своего времени»?
Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова… Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как всё в нё ...

Художественные особенности романа Шарлоты Бронте «Джейн Эйр»
Если говорить о жанре «Джейн Эйр», то в ней сочетаются черты автобиографического и социально-психологического романа. Сочетаются здесь и реалистический и романтический принципы письма. Все связанное в романе с изображением рождения и разв ...