Борьба Горького с «утешительством»Страница 2
Воплощая тип утешителя в произведениях разных лет, видя и находя его в самых разных социальных слоях, Горький глубоко осуждал в нем его негативное социальное качество – гражданскую пассивность, отказ от общественной борьбы, примирение с существующей жизнью.
Идеи утешительства всегда встречали резкую отповедь Горького и на последующих этапах его творческого пути прежде всего потому, что идеи эти духовно разоружали народ, а Горький жизнь свою посвятил утверждению великих человеческих идеалов, великой консолидации трудящихся во имя того, чтобы были сметены те социальные порядки, которые веками уродовали человека.
Псевдогуманистической философии утешителей Горький всегда и неизменно противопоставлял подлинный гуманизм действия, активную волю борцов за переустройство жизни. Тяжелые картины жизни, где человек лишен прав и достоинства, вставали со страниц произведений Горького, призывая к активному сопротивлению, ниспровержению тех социальных условий, при которых столь унижен человек.
Философии утешительства, парализующей волю и творческую энергию человека, Горький противопоставлял активное деяние, воинствующую, наступательную силу пролетарского гуманизма, особенностью которого является утверждение такого общественного строя, при котором человек раскрыл бы свои творческие возможности.
Похожие статьи:
«Фаталист»
Авантюрно-философская природа повести делает её самой загадочной среди остальных частей романа. В «Фаталисте» центральными становятся вопросы о судьбе и предопределении, свободе воли и духовном заточении. В «Фаталисте» появляется исключит ...
Переломный год
Чехова привез в Петербург Лейкин, издатель петербургского журнала «Осколки». В его доме он и остановился, получив «пару лошадей, отменный стол, даровые билеты во все театры» и будучи принужден выслушивать, какой должна быть литература. В ...
Основы классицизма и его значение
В основе доктрины классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных и ...
