Разделы


Борьба Горького с «утешительством»
Страница 1

Материалы » Босяцкая тема в творчестве М. Горького » Борьба Горького с «утешительством»

Одним из важнейших принципов горьковской эстетики, который остался неизменным на протяжении творческого пути художника, был тезис об активной роли литературы в общественной жизни, о необходимости пробуждения в народе политической и гражданской активности, созидательной энергии для переустройства жизни. Активную роль литературы Горький связывает с новым героем, преобразователем жизни.

В произведениях Горького борцам противостояли различные типы утешителей, стремившихся увести в сторону от социальных вопросов современности, расслаблявших сознание народа в его революционной борьбе за переустройство общества.

Наблюдая жизнь народа, в частности жизнь «дна», Горький не приходил к пессимистическим выводам, так как передовое мировоззрение позволило писателю увидеть в рабочем, своем современнике, истинного героя настоящего и будущего. Собственно, Горькому принадлежит честь открытия для литературы нового героя – характера рабочего-революционера, способного в корне изменить социальные основы жизни.

Сила социального оптимизма, активной устремленности в будущее в горьковских произведениях столь велика, что приводит к революционным выводам даже в тех из них, где нет героя, несущего ясно выраженный положительный идеал. Такова пьеса «На дне»: хотя в ней воспроизведена гнетущая картина современности в лице обитателей «дна», она не содержит пессимистического настроя, а наталкивает на революционные выводы, на мысль о необходимости социального переустройства общества.

Революционная направленность пьесы «На дне» - в ее глубоком идейно-философском содержании. Пьеса явилась страстным и взволнованным спором о человеке

В образе Луки Горький изобразил тип утешителя, вредоносный в своей социальной сущности, ибо он ослабляет растущее в народе чувство протеста против несправедливости жизни, выступает за примирение с ней.

С появлением пьесы «На дне» фигура Луки вызвала горячие споры и разногласия среди исследователей драматургии Горького. Споры шли о том, нет ли разноречия между образом пьесы и спектаклем, поставленным Художественным театром, о сомнениях Горького в отношении Луки, о содержании этого образа и т.д. Рассматривая образ Луки, нужно отделить намерения этого человека от результатов его действий и таким образом дать этому образу объективную оценку.

Поясняя философскую сущность пьесы «На дне», Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, - это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

На вопрос: «Что лучше, истина или сострадание?» - Горький всем идейно-художественным строем пьесы отвечает: истина.

Мастерство Горького, чуткость художника подсказали ему такое завершение действия пьесы, которое, оставляя ночлежников в костылевском подвале, выносит идею пьесы далеко за ее пределы – в завтрашний день человечества. Вспоминая историю постановки пьесы Горького «На дне» на сцене Художественного театра, Василий Иванович Качалов писал: «Новый мир открывался перед нами в этой великой пьесе. Страшный мир отбросов общества, искалеченных и загнанных в подвал, на самое дно жизни… Новые герои – романтические босяки – казались нам такими привлекательными для сценического воплощения. А бунтарство и протест, с которыми молодой ,но уже известный писатель подходил к основам тогдашней жизни, были сродни и бунтарству нашего молодого театра».

Типы утешителей находились в поле зрения Горького на протяжении всего его творческого пути. В написанной в 1932 году статье «О пьесах» Горький гневно осудил различные виды их, но одинаково сковывающие живое движение жизни, проповедующие «человеколюбие вообще» и парализующие стремление народа к социальной борьбе. Субъективную причину утешительства Горький усматривал в стремлении к покою «ко всему притерпевшейся холодной души», т.е. в равнодушии к окружающей жизни.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

«Темы о любви» и призыв к перемене мировоззрения
И сколько раз и скольких чеховских героев охватит это стремление избавиться от пошлости, тупости, от мещанского окружения— начиная от бедной Маруси Приклонской, тоже ведь мечтавшей уйти туда, где «живут люди, которые не дрожат перед бедно ...

«Божественная комедия» Данте – как предвестник новой европейской литературы. Жизнь и творчество Данте А. – его шествие «по кругам ада»
Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 г. Мать его рано умерла, а отец, человек среднего достатка, был занят при­умножением своего состояния и заботами о новой семье, в ко­торой у него родились сын и две дочери. Школа дала Данте не ...

Конструкции с двойными косвенными падежами
Характерной особенностью древнерусской синтаксической системы были конструкции с двойными косвенными падежами – с двойным винительным и дательным, а также с двойным родительным падежом. Двойной винительный падеж – это конструкция, в кото ...