Ирония в творчестве Л. Филатова и способы ее выражения (на примере пьесы
«Еще раз о голом короле»). Сравнительный обзор исследуемых
произведенийСтраница 1
Пьеса Л. Филатова «Еще раз о голом короле» на темы сказок Ганса Христиана Андерсена и Евгения Шварца, в отличие от «Дилижанса» имеет самостоятельную фабульную основу, сотканную с вплетением ярких вставок - с детства всем хорошо известных и любимых сказок: «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Свинопас».
«Свинопас» повествует о том, как одному бедному принцу захотелось жениться на императорской дочери. Он послал ей в подарок розу, вдыхая аромат которой можно было забыть все свои горести, и соловья, который знал все самые лучшие мелодии, что есть на свете. Но принцессе нравилось только все искусственное, поэтому она отвергла дары принца. Тогда принц переоделся и стал придворным свинопасом. Он смастерил чудесный горшочек, и обменял его на десять поцелуев принцессы. Затем он смастерил волшебную трещотку и обменял ее на сто принцессиных поцелуев. Король увидел, как принцесса целуются со свинопасом, и выгнал обоих из королевства. Принц вернулся к себе домой, а отвергнутая принцесса осталась одна. Принцесса поплатилась за свою глупость, нечуткое сердце, неумение ценить прекрасное. У Филатова принцессе «шкатулка на фиг не нужна», Генрих ей «люб», хотя он никакой вовсе и не принц, а самый обыкновенный свинопас. Первая картина открывается появлением двух приятелей, политтехнологов Генриха и Христиана, пасущих свиней. Словами Генриха Леонид Филатов напоминает читателю известный советский лозунг про то, что в стране все равны:
«У нас почетно быть и Свинопасом!
И Свинопас у нас имеет вес! » [19; с. 137]
Современная действительность порой врывается в сказочную страну свинопасов и королей:
«Христиан (с издевкой)
Принцесса полюбила Свинопаса!
Да кто ж поверит в этакую чушь!
Генрих (запальчиво)
Увидишь сам! И прочитаешь в прессе! » [19; с. 137]
К Генриху на свидание приходит принцесса в сопровождении фрейлин. Принцесса и Свинопас целуются. Здесь следует отметить троекратное повторение действия, характерное вообще для народных сказок. Фрейлины три раза пытаются образумить принцессу, давая ей понять своими замечаниями, что свинопас заходит слишком далеко. На что получает ответы с каждым разом все грубее, пока старшая фрейлина не падает в обморок от бесстыдства принцессы. Автор допускает нескромности, скабрезности и иногда даже откровенное хамство:
«1-я фрейлина (возмущенно)
Кошмар!
Принцесса (холодно)
С чего трубите вы тревогу?
Чума? Землетрясение? Пожар?
1-я фрейлина (оправдываясь)
Ведь он пожал вам руку!
Принцесса (резонно)
Но не ногу!
Вот если бы он ногу мне пожал…< >
Старшая фрейлина (не отрывающая взгляда
от Свинопаса, Принцессе - предостерегающе)
Ваш Свинопас ведет себя по-свински!
Он вас везде потрогал, где нельзя!
Принцесса (раздраженно)
Подумаешь! Потрогал лишь за сиськи!
Вот если б он меня потрогал за…< >
Старшая фрейлина (снова не выдерживает)
Он вас берет за талию!
Принцесса (спокойно)
И что же?
Вот если бы он взял меня за жо…< >
Принцесса (выходит из себя)
Ты что ко мне зануда привязалась?!.
Ты что меня тиранишь без конца?
(ехидно)
Иль к молодым испытываешь зависть?
Недогуляла, старая овца? » [19; с. 142-149]
Появляется Король-отец. Его ответная реплика Генриху с ремаркой автора «машинально», характеризует обращение короля к любому из подданных: «Слушаю, дебил! » [19; с. 139]
Король уводит принцессу домой.
Во второй картине принцесса со своей свитой едет в Данию в гости к своему будущему мужу, нынешнему датскому королю, и по пути останавливается в местной гостинице. Ее встречает Министр нежных чувств и Церемониймейстер с фотоаппаратом, очень напоминающий папарацци:
«Эй, все ко мне! Сегодня – плотный график!
Прыжки в мешках! И песни у костра!
Принцесса
Послушай, массовик, пошел ты на фиг!
1-я фрейлина
Мы есть хотим!
2-я фрейлина
Нам ужинать пора! » [19; с. 163-165].
Третья картина рассказывает о том, как свинопасы подговаривают принцессу убить ее будущего супруга – датского короля. Принцесса разочаровывается в друзьях и особенно в Генрихе. Она убегает вся в слезах. Картина заканчивается рассуждениями Генриха о том, как прикончить датского короля другим способом – с помощью «черного пиара»:
«Хоть подвела нас глупая Принцесса
Но не погиб наш грандиозный план!
Король не смыслит в моде не бельмеса,
А значит, дело в шляпе, Христиан!
(в зал)
Прошляпил дело славный Че Гевара!
Хоть он умен, талантлив был и смел!
Но об искусстве черного пиара
Похожие статьи:
Поэзия II половины XX в.
Основные темы лирики поэта Б. Окуджавы
Творчество Булата Окуджавы представляет направление эмоционально-созерцательной поэзии, опирающейся на собственно лирическое начало.
Лирику Б. Окуджавы безусловно, можно отнести к лирико-романтической традиции. Внимательный, чуткий взор ...
Связь современной русской литературы с традициями
русской классики
Исследователями современной русской литературы неоднократно отмечалось, что одной из определяющих особенностей русской литературы конца XX века является опора на культурные тексты русской классики с одной стороны и создание своей художест ...
Биография М.А. Шолохова
Научная биография М. А. Шолохова до сих пор не написана. Имеющиеся исследования оставляют немало белых пятен в истории его жизни. Официальная советская наука нередко замалчивала многие из тех событий, свидетелем или участником которых был ...