Разделы


Проблема типологической интерпретации образа Хлестакова в комической характерологии Н.В. Гоголя
Страница 2

Материалы » Хлестаков в галерее гоголевских типов » Проблема типологической интерпретации образа Хлестакова в комической характерологии Н.В. Гоголя

Во-вторых, оба героя модники и франты. Однако Подколесин более практичен:

"Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!" (Действие первое, Явление III).

В-третьих, Хлестаков и Подколесин оттенены образами своих слуг - Осипа и Степана. Тема "слуга-господин" часто выступает в роли приёма типизации. Её развитие есть и в "Мёртвых душах" (Чичиков и Петрушка).

Наконец, обращает на себя внимание сходство фамилии Подколесин и названия родной деревеньки Хлестакова - Подкатиловка.

Так же, как и в "Ревизоре", в "Женитьбе" типизация персонажа достигается путём специфического окружения, посредством инкрустации героя в определённые обстоятельства. Кстати, мотив ожидания присутствует в обеих комедиях: ждут ревизора, ждут жениха - и в обоих случаях совершается подмена (в "Женитьбе" это обозначено при помощи детали - шляпы, символизирующей фальшь, подмену настоящего ложным).

Тип Хлестакова, на наш взгляд, вполне соотносим с типом Чичикова: между этими разными героями есть общие типичные черты.

Павел Иванович Чичиков, как и Иван Александрович Хлестаков, - чиновник, коллежский советник - гражданский чин VI класса в России. Коллежские советники могли занимать средние руководящие должности (начальника отделения, делопроизводителя в центральных учреждениях). В период своей службы на таможне Чичиков исполнял обязанности ревизора. Его афера построена на издержках ревизской сказки - именных списков населения России XVIII в. - 1-й пол. XIX вв., составлявшимся во время ревизий.

Чичикову свойственны черты героя-любовника: он влюбляется, по-настоящему, платонически в молоденькую блондинку - дочь губернатора, т.е. играет по тому же сценарию, что и Хлестаков.

Как и Хлестаков, Чичиков - герой-путешественник. Более того, если Иван Александрович - авантюрист поневоле, то Чичиков - сознательный аферист, расчётливый мошенник.

Авантюрное и странствующее начало присутствует в типизации обоих персонажей. Именно это позволяет утверждать, что Чичиков, несмотря на глубину этого образа по замыслу и исполнению, - тип комический, своеобразный симбиоз Хлестакова и Сквозника-Дмухановского, простака и опытного пройдохи. К слову сказать, городничий в своей подготовке к ревизии совершает такие фокусы и аферы, которым мог поучиться и Чичиков.

Вероятно, близость этих разных типов обусловлена общностью идей профанации. Как известно, сюжеты "Ревизора" и "Мёртвых душ" были предложены Гоголю А.С. Пушкиным.

Внимательный анализ текста комедии "Ревизор" позволяет ассоциировать Хлестакова с другим комическим образом чиновника в характерологии гоголевских персонажей. Как ни странно, упоминание шинели в реплике "На, Маврушка, шинель…" приводит на ум бессмертный образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Если добавить сюда знаменитую шляпу Подколесина, с которой он возится весь финал комедии "Женитьба", то можно говорить о символичном использование темы одежды в комических образах Гоголя. Шинель, появившаяся вместо дорогой шубы в фантазиях Хлестакова, - та реальность в которой живёт этот небогатый и часто нуждающийся человек.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Писатель Борис Екимов о счастье и смысле жизни.
Размышляя о героях рассказов Бориса Петровича Екимова, мы задумывались о том, как же понимает счастье и смысл жизни сам писатель? 16 февраля 2007года состоялась встреча литератора со школьниками, на которой мы присутствовали. Он поделилс ...

Поэзия В.А.Жуковского
Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Напи­санное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знамени­того Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огром ...

«Творец в горящем гимне». Поэзия 1910-х гг.
В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-1915) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издают ...