Разделы


Публицистика зрелого В.Г. Распутина

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Публицистика зрелого В.Г. Распутина

Таким образом, в его публицистике находят свое отражение темы экологии, политики, нравственности, культуры и памяти (Памяти вообще, и памяти о родном крае в частности). Анализ подобных проблем важен, в первую очередь, для понимания духовных и политических конфликтов современности и определения места писателя в культурном и жизненном пространстве России.

Поздняя публицистика Распутина - антипод ранней, наивно-чистосердечной и оптимистической. Совершился исторический переворот эсхатологического характера, и содержание писательских выступлений указывает на катастрофу. Россия 1990-х годов оценивается В.Г. Распутиным как разрушенная, практически уничтоженная страна. Новая формация трансформируется в мир абсурда. В публицистике рассматривается самый широкий спектр общественных проблем: духовно-нравственные, психологические, социально-экономические, демографические и т.д. Кризис национальной самоидентификации ("национальные безразличие и вялость", "безнациональный народ") позволяют В.Г. Распутину ставить вопрос о конце национальной истории. В 1980-е годы устойчивость национальной души к внешним воздействиям не подвергалась сомнению. С начала 1990-х годов происходит разочарование в нравственной устойчивости и сопротивляемости народа. С конца 1980-х годов текущее состояние духовной жизни в России осмысляется писателем как закономерный итог нового нравственного упадка, под знаком которого прошел весь новейший период национальной истории. События "окаянного" века оцениваются В.Г. Распутиным как катастрофичный результат растраты накопленного за тысячелетие нравственного запаса народа, когда сам народ, называвший себя ранее "богоносным" и "нравственной крепостью мира", своими же руками уничтожил все свои духовные опоры.

В то же время для публицистики В.Г. Распутина 1990-х годов характерна персонификация негативных социальных процессов, что может снизить в глазах писателя вину народа. Субъектом ответственности делаются, во-первых, призрачные силы мировой глобализации (западные политико-экономические круги), во-вторых, власть (советская, демократическая), в-третьих, демократическая общественность (либеральная интеллигенция), в-четвертых, представители массовой культуры. Для публицистики В.Г. Распутина конца 1980-х - начала 2000-х годов характерна обвинительная направленность, предельная категоричность суждений.

Более подробному исследованию публицистики последних лет посвящена вторая глава работы.

Похожие статьи:

Юность
В 1843 году Сергей и Дмитрий поступили вслед за Николенькой на математическое отделение философского факультета Казанского университета. Только Левушка не любил математику. В 1842-1844 годах он упорно готовился на факультет восточных язык ...

Литота
Гиперболой «наоборот» можно назвать литоту (греч. Litotej - малость, умеренность) – нарочитое преуменьшение или смягчение свойств, признаков, значений каких- либо предметов, явлений с целью усиления эмоционального воздействия, в частности ...

Библейские мотивы в притчах И. Бунина
В 1892 – 1898 году И. Бунин создает притчу «Перевал». Перевал – это место отдыха путника. Главным героем как раз и является путник, который никак не может дойти до перевала. «Скоро перевал, - говорил я себе. – Скоро я буду в затишье, за г ...