Разделы


Основной романтический конфликт – это столкновение добра и зла, на этом основан принцип двоемирия. Каков конфликт этой сказки? Подтвердите свою мысль примерами.

Материалы » Крошка Цахес по прозвищу Циннобер » Основной романтический конфликт – это столкновение добра и зла, на этом основан принцип двоемирия. Каков конфликт этой сказки? Подтвердите свою мысль примерами.

Конфликт является главным двигателем в любом произведении. Однако у Гофмана он приобретает особое значение. Столкновение добра и зла – конфликт универсальный и вечный, лежащий в основе любой формы осмысления мироздания. В «Крошке Цахесе» он преимущественно романтический, т.е. зло здесь «мировое», абстрактное, глобально разрушительное, а добро (романтический герой) особенно беззащитно и уязвимо. Но сказочные законы в сочетании с романтической иронией сглаживают остроту конфликта, делая его в некотором смысле «игрушечным», что не снимает серьезности проблемы. Наконец, сказка требует счастливого финала, и Гофман дарит его своим героям и читателям.

Формально конфликт разворачивается между Цахесом и Бальтазаром, но каждый герой олицетворяет некую силу, вступившую в противоборство. Цахес-Циннобер выступает в роли некой фатальной силы, обличающей бессмысленные законы мироустройства, несправедливое распределения материальных и духовных благ в обществе, которое изначально предрасположено к процветанию пороков. Дар феи Розабельверде – это условная причина сказочного конфликта, Гофман уклоняется от рационального объяснения его истоков.

Мир, преклоняющийся перед Цахесом – мир филистерской действительности, чуждый романтическому мечтателю Бальтазару. Художник-энтузиаст ищет спасения от жестокости и несправедливости жизни в поэзии, грезах, в слиянии с природой, т.е. в идеальном, сказочном мире. В этом магическом мире он находит душевное умиротворение и помощь волшебных сил. Но и волшебные силы живут в двух мирах – магическом и земном.

Двоемирие воплощается не только в том, что «истинные музыканты» несчастны оттого, что филистерский мир их не понимает, но и оттого, что они сами не могут найти естественной связи с реальным миром. Искусственно сконструированный искусством мир тоже не выход для души, уязвленной неустроенностью человеческого бытия.

Уродливому княжеству Барсануфа противостоит мир мечтателей, поэтический мир возвышенных чувств. Студент Бальтазар и волшебник Проспер Альпанус совместными усилиями разгоняют наваждение Цахеса. Но этот мир не изымается из общей иронической стихии, царящей в повести.

Столкновение двух миров разрешается в повести сокрушительным поражением филистеров и триумфальной победой энтузиастов. Но у этого триумфа есть специфическая особенность: он оформляется автором подчеркнуто театрально. В этом фейерверке чудес отчетливо ощутима нарочитый перебор. Режиссерская сделанность счастливой концовки оттеняется еще одним мотивом, уже содержательного плана: свадебным подарком Проспера Альпануса. Идиллистическая картина сельского домика, «отменная капуста», небьющаяся посуда и т.п., оборачивается филистерским, мещанским уютом.

Неоднозначной предстает категория «истинных музыкантов». Они для Гофмана объект не только сострадания, но и иронии. Двоится каждая из сторон «двоемирия».

Похожие статьи:

О Топтыгине 2-м
Нет в лесу ни типографии, ни университета и тогда, «потужил Топтыгин 2-й, но в унынье не впал. «Коли душу у них… погубить нельзя, …прямо за шкуру приниматься надо!» В прост. тужить – горевать, кручинится. В прост. коли – (союз) если «И ...

Семья. Учеба. Революционная деятельность
Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской гимназии (1906-1908), откуда был ...

Проанализируйте мотивную структуру текста. С какими героями и эпизодами сказки связан мотив внешнего, поверхностного, бездуховного? С какими идеями связан мотив духовного, подлинно гуманистического?
«Как высший судия, - писал Гофман, - я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов. Но никто из них не будет осужден, нао ...