Разделы


На земле Смоленской
Страница 1

Материалы » М.М. Пришвин и Смоленщина » На земле Смоленской

«Из кладовой души моей, из самого сердца - все знакомое, пережитое, близкое»

М. Пришвин

Пришвин приехал в Смоленск в августе 1920 года с мандатом А.В. Луначарского для сбора фольклора.

Как известно, по сложившимся семейным обстоятельствам (переезд на родину жены, невозможность получить земельный участок в глухом лесном краю) и в результате некоторых творческих раздумий он неожиданно стал работать преподавателем русской словесности в школе второй ступени. Она располагалась в селе Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии, бывшем имении помещиков Барышниковых.

Место было получено сразу, без каких-либо препятствий. В свою очередь талантливый писатель, человек большой души и высокой культуры мышления, Пришвин быстро освоился и стал педагогом.

Мы по праву можем назвать его педагогом, а не просто случайным сельским учителем, принадлежащим к числу тех грамотных людей, которые стали работать в новой советской школе. А практика этого своеобразного педагога, некоторые размышления, не утратившие интереса и по настоящее время, весьма показательны. Об этом, прежде всего, свидетельствует очерк «Школьная робинзонада», который появился на страницах февральского номера журнала «Народный учитель» за 1924 год, написанный Пришвиным по свежим впечатлениям и переживаниям нелегкого учительского труда.

Одновременно он заведовал музеем усадебного быта, занимался сбором песен, былин, сказок и писал свой дневник. Во дворце, где помещалась школа второй ступени, были еще детская колония, клуб местной культкомиссии, театр. Именно в этом дворце, громадном каменном здании, суждено было уже знаменитому тогда писателю учительствовать почти год с лишним. Его жизнь, как детская, так и взрослая, сложилась так, что профессия педагога не представлялась ему привлекательной и духовно необходимой. «Я не люблю русскую школу, - писал он. - Я не расстаюсь с мыслью, что мое лучшее досталось мне только борьбой со школьной выучкой. Всю жизнь до сих пор мне казалось, что самое ненавистное, самое противное моей природе занятие есть именно учительство».

Однако, судя по дневникам, М.М. Пришвин сумел преодолеть свое негативное отношение к педагогическому труду. Школа, общение с крестьянскими детьми и их родителями стали для писателя насущной духовной потребностью. Не случайно недолгое пребывание на Смоленщине (1 год 8 месяцев) стало для него предметом глубоких раздумий и основой для создания повести, рассказа и автобиографической заметки.

Став учителем, Пришвин пытается все свои знания, весь свой прошлый и настоящий опыт вложить в новую работу. Одним из положительных моментов в своей педагогической деятельности он считал то, что «никогда не был учителем, не выработал себе еще шаблона, сам ужасно робел и потому перед уроками столько занимался, как будто готовился к экзамену» об этом в «Школьной робинзонаде». А в «Охоте за счастьем» он так развивает эту мысль: «те, кто начинает, первый год, много два, по моим наблюдениям, почти все талантливы. И пусть у них не хватает опыта, увлечение учителя передается ученикам, и это, кажется, не менее дорого, чем дело опытного учителя. Если бы все учителя могли остаться такими, как они начинали! Я был хаотичен, но талантлив, как начинающий. Ребятам от меня перепадало, отцы уважали за мужской пол, за возраст, за бороду».

В сложных случаях приходилось трудиться писателю. 28 февраля 1921 года он замечает: «Школа вторую неделю не действует по недостатку дров, хотя дрова в 200 саженях от школы, а за пол версты леса, сплошь заваленные макушками и сучьями. Вина отчасти наша, мы, учителя, мало проявили энергии для добывания: учителю теперь даются только голые стены школы и ученики, остальное все он должен добывать сам. И все жалованье 15 ф. овсянки в месяц».

Видимо, и нравственная атмосфера в коллективе учителей была сложной, конфликтной. М.М. Пришвин, как всегда, наблюдателен, остр на слово и правдив: «Шкрабы делили землю, как мужики, с гамом. Время добела раскаленного эгоизма. Надо помнить, что теперь на стороне контрреволюции такая сволочь, что если они, то горем загорюешь о большевиках. Так правду разделили пополам, и стала там и тут ложь: сеем рожью, живем ложью».

Ходил М.М. Пришвин (а дело было осенью) в дырявых резиновых калошах. Был холодный и морозливый день, как позже вспоминал писатель. Его увидел местный крестьянин Е.И. Барановский и ужаснулся. А поздно ночью пришел к учителю домой и вручил ему новые сапоги. При этом добавил: «Вы не думайте, что помрете с голоду, этого я не допущу, вы только учите, а душку вашу я прокормлю». Спустя несколько лет в рассказе «Охота за счастьем» Пришвин расскажет об этом случае: «Пусть он узнает, что я это помню: имя его Ефим Барановский».

Трудные годы, голодные недели. Но писатель и в сложных условиях размышлял о судьбе России, об образовании народа. Трудная школа, в которой он работал, долго занимала его мысли. Какова ее цель? Как совместить теоретические знания и их практическую приложимость? В новых условиях он по-новому рассматривал значение классического и реального образования. Он отдавал предпочтение последнему, так как считал, что реальная школа - это школа здравого смысла, и в ней люди учатся долго, до конца жизни.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Художественные особенности романа Шарлоты Бронте «Джейн Эйр»
Если говорить о жанре «Джейн Эйр», то в ней сочетаются черты автобиографического и социально-психологического романа. Сочетаются здесь и реалистический и романтический принципы письма. Все связанное в романе с изображением рождения и разв ...

Жанровые особенности романов Анны Рэдклиф в контексте предромантической эстетики. Специфика эпохи предромантизма. Зарождение предромантической эстетики
Термин «предромантизм» впервые появился в 1919 году в работах французского ученого Д.Морне. Исследование проблемы предромантизма продолжалось в 20-е – 30-е годы ХХ века в трудах П. Ван Тигема, А.Монглона и ряда других литературоведов. Пр ...

Поэтическое наследие поэта XVII в. Мухаммада Имина Хиркати к вопросу изучения творческого наследия Хиркати
Целенаправленное и углубленное изучение многовековой истории уйгурской письменной литературы берет начало с 50-х годов прошлого столетия. Найденные на территории Восточного Туркестана (Синцзянь-Уйгурского автономного района КНР) и Средней ...