Разделы


На земле Смоленской
Страница 2

Материалы » М.М. Пришвин и Смоленщина » На земле Смоленской

В марте же 1921 года Пришвин входит в уездный музейный совет как председатель от «этнографического общества». Кроме того, перед поездкой на Смоленщину он заручился у А.В. Луначарского мандатом на собирание фольклора. Об этом рассказывается в автобиографическом очерке «Охота за счастьем».

Работая учителем, теснейшим образом соприкасаясь с народом, Пришвин на Смоленщине переосмысливает и свои былые писательские устремления. Здесь в Алексине он продолжал вести дневник, в котором 26 мая 1920 года делает примечательную запись: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые души, взращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете».

Отсюда и новый подход Пришвина к этнографии, занятия которой использовал на уроках. Как педагог, он переосмыслил саму методику преподавания истории словесности, о чем говорится в «Школьной робинзонаде». Если в дореволюционной школе это «считалось труднейшим делом», так как было оторвано от действительности, то теперь, наоборот, с помощью учителя «становится самым близким предметом».

Пришвин привлекал к занятиям «местные песни и сказки, свадебные обряды, лесные поверья». Он использовал местный этнографический словарь В.Н. Добровольского, произведения русских классиков: Чехова, Бунина и других писателей. Не последнюю роль в преподавании сыграло литературное дарование педагога. Так, изучая свадебный обряд, он пытался даже написать инсценировку «и разыграть пьесу с учениками».

В связи с поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определение краеведения, постоянно прибегая на уроках к окружавшей его действительности. И это давало свои положительные результаты, на основании которых, может быть с некоторым увлечением, он пришел к выводу, что «Краеведение . есть прежде не только наука, оно, вероятно, есть настолько же искусство, вообще оно не так аналитическая как синтетическая деятельность человека».

В очерке «Школьная робинзонада» писатель сокрушался о том, что изучением родного края в деревне не занимается никто - ни учителя, ни доктора, ни юристы, ни журналисты. Между тем в Германии в Лифляндии «школьный работник . высосал решительно все из местного края, и там весь вопрос состоит в расширении научного горизонта самого учителя».

М.М. Пришвин решил изменить отношение к краеведению в Алексинской школе. Он составил целую программу изучения родного края. Вот как она выглядела: I. Природа верхнего Приднепровья:

1). Формы поверхности и строение земной коры.

2). Климат.

3). Растительный и животный мир.

П. Население:

1). История края.

2). Этнография.

3). Промыслы.

4) Пути сообщения. Практические занятия: фотография, этнографические записи, музейное дело, раскопка кургана.

В повседневной педагогической практике данная программа осуществлялась писателем с настойчивой последовательностью через содержание обучения.

Писатель начал изучение словесности с записывания вместе с детьми деревенских песен и сказок, свадебных обрядов и лесных поверий. Для этого он использовал знаменитый этнографический сборник Добровольского. Собранный материал классифицировался и изучался в классе.

М.М. Пришвин, опираясь на исторические труды Ключевского, составлял рассказы из жизни лесного и степного народа и проводил на их основе уроки словесности. Там же дети знакомились с древними обрядами и обычаями славян.

Программа по изучению родного края осуществлялась и другим путем - через экскурсии в музей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей и слушали рассказы учителя о портретах Петровской эпохи, он им показывал диковинные вещи - «драгоценный бювар с колонками слоновой кости, всякие шифоньерки, шкафчик с французскими писателями XYIII века».

Среди экспонатов были охотничьи рога, картины, дуэльные пистолеты, ружья. Наличие этих музейных предметов подтверждается сохранившимся реестром шести предметов, возвращенных из смоленских запасников в марте 1921 года.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Смягчения заднеязычных (палатализации)
Под первым смягчением заднеязычных г, к, х понимается их переход перед гласными переднего ряда в мягкие шипящие согласные к – ч', г – ж, х – ш. Таким образом, первое смягчение это изменение заднеязычных согласных в силу их уподобления гла ...

Образ-символ сада в пьесах Чехова
Образ сада является важной частью художественного мира драматургии А.П. Чехова. В пьесе «Иванов» первое действие проходит в саду в имении Иванова. Но и в дальнейшем сад постоянно присутствует в речи героев: «Пока они все в саду, нечего св ...

Тургенев.
Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние ид ...