Разделы


На земле Смоленской
Страница 2

Материалы » М.М. Пришвин и Смоленщина » На земле Смоленской

В марте же 1921 года Пришвин входит в уездный музейный совет как председатель от «этнографического общества». Кроме того, перед поездкой на Смоленщину он заручился у А.В. Луначарского мандатом на собирание фольклора. Об этом рассказывается в автобиографическом очерке «Охота за счастьем».

Работая учителем, теснейшим образом соприкасаясь с народом, Пришвин на Смоленщине переосмысливает и свои былые писательские устремления. Здесь в Алексине он продолжал вести дневник, в котором 26 мая 1920 года делает примечательную запись: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые души, взращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете».

Отсюда и новый подход Пришвина к этнографии, занятия которой использовал на уроках. Как педагог, он переосмыслил саму методику преподавания истории словесности, о чем говорится в «Школьной робинзонаде». Если в дореволюционной школе это «считалось труднейшим делом», так как было оторвано от действительности, то теперь, наоборот, с помощью учителя «становится самым близким предметом».

Пришвин привлекал к занятиям «местные песни и сказки, свадебные обряды, лесные поверья». Он использовал местный этнографический словарь В.Н. Добровольского, произведения русских классиков: Чехова, Бунина и других писателей. Не последнюю роль в преподавании сыграло литературное дарование педагога. Так, изучая свадебный обряд, он пытался даже написать инсценировку «и разыграть пьесу с учениками».

В связи с поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определение краеведения, постоянно прибегая на уроках к окружавшей его действительности. И это давало свои положительные результаты, на основании которых, может быть с некоторым увлечением, он пришел к выводу, что «Краеведение . есть прежде не только наука, оно, вероятно, есть настолько же искусство, вообще оно не так аналитическая как синтетическая деятельность человека».

В очерке «Школьная робинзонада» писатель сокрушался о том, что изучением родного края в деревне не занимается никто - ни учителя, ни доктора, ни юристы, ни журналисты. Между тем в Германии в Лифляндии «школьный работник . высосал решительно все из местного края, и там весь вопрос состоит в расширении научного горизонта самого учителя».

М.М. Пришвин решил изменить отношение к краеведению в Алексинской школе. Он составил целую программу изучения родного края. Вот как она выглядела: I. Природа верхнего Приднепровья:

1). Формы поверхности и строение земной коры.

2). Климат.

3). Растительный и животный мир.

П. Население:

1). История края.

2). Этнография.

3). Промыслы.

4) Пути сообщения. Практические занятия: фотография, этнографические записи, музейное дело, раскопка кургана.

В повседневной педагогической практике данная программа осуществлялась писателем с настойчивой последовательностью через содержание обучения.

Писатель начал изучение словесности с записывания вместе с детьми деревенских песен и сказок, свадебных обрядов и лесных поверий. Для этого он использовал знаменитый этнографический сборник Добровольского. Собранный материал классифицировался и изучался в классе.

М.М. Пришвин, опираясь на исторические труды Ключевского, составлял рассказы из жизни лесного и степного народа и проводил на их основе уроки словесности. Там же дети знакомились с древними обрядами и обычаями славян.

Программа по изучению родного края осуществлялась и другим путем - через экскурсии в музей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей и слушали рассказы учителя о портретах Петровской эпохи, он им показывал диковинные вещи - «драгоценный бювар с колонками слоновой кости, всякие шифоньерки, шкафчик с французскими писателями XYIII века».

Среди экспонатов были охотничьи рога, картины, дуэльные пистолеты, ружья. Наличие этих музейных предметов подтверждается сохранившимся реестром шести предметов, возвращенных из смоленских запасников в марте 1921 года.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Эпоха классицизма
Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается с ...

Найти ответ на вопросы искусства в пьесе А.П. Чехова «Чайка»
Стремится ли Чехов в своей пьесе обсуждать проблемы искусства, его сущности, назначения, традиций и новаторства? Несомненно, стремиться. Но не отвлечено, а форму характеров людей, преданных искусству. Об искусстве, а точнее о литературе и ...

Анализ стихотворения «Не матерью, но тульскою крестьянкой»
Нельзя не согласиться с мыслью Богомолова о том, что самое проникновенное стихотворение Владислав Ходасевич посвящает не своей трепетно любимой матери, « а тульской крестьянке Елене Кузиной, с молоком которой впитал мучительную любовь к т ...