Разделы


Энциклопедии
Страница 1

Материалы » Справочные издания » Энциклопедии

Энциклопедии бывают двух типов:

• Первый содержит все знания, накопленные человечеством и расположенные в алфавитном порядке; каждому понятию в них отводится не меньше абзаца или, как, например, в "Британской энциклопедии" — длинная обстоятельная статья, написанная известным ученым. Подобные энциклопедии используются тогда, когда необходимо ознакомиться с введением в проблему, с которой мы малознакомы.

• Второй — отраслевые энциклопедии, посвященные какой-то одной отрасли знании и содержащие весьма подробную (и часто специализированную) информацию, например, "Энциклопедия точных наук "Ван Ностранда. Если вы уже что-то знаете о каком-то предмете, то подробная энциклопедия поможет вам расширить свои знания по предмету или разобраться в мудреных вопросах.

Энциклопедия

(от греч. enkyklios I paideia — обучение по всему кругу знаний), вид научного или научно - популярного издания; свод основных сведений по различным областям знания и практической деятельности, расположенный в алфавитном, тематическом (систематическом) или алфавитно-тематическом порядке.

Энциклопедии разделяют по специфике охвата материала на универсальные, отраслевые (посвящены отд. областям знаний), региональные (посвящены тому или иному региону, государству, городу), тематические (напр., по домашнему х-ву), проблемные (например, французская «Энциклопедия сатаны» — свод литературных произведений, затрагивающих тему чёрта), персональные («Лермонтовская Энциклопедия» в России, «Дантовская Энциклопедия» в Италии). Популярностью пользуются, литературные, технические, медицинские, исторические, музыкальные, театральные Энциклопедии и др., а также книговедческие словари и энциклопедии.

По читательскому адресу выделяют Энциклопедии для специалистов, для широких кругов читателей, для женщин, детей, пожилых людей, для семейного чтения (например, американская «Энциклопедия Рэндома»). По целям использования Энциклопедии варьируются от форм с короткими справками до алфавитного свода беллетризованных эссе.

Потребность в своде и классификации знаний возникла у человечества в глубокой древности. В Древнем Египте своеобразные терминологические словари стали появляться уже в конце Среднего царства (2-я четв. 2-го тыс. до н. э.). Труды энциклопедич. характера обнаруживаются в Китае 12 - 10 вв. до н. э. В Греко-Римской Античности, отличающейся универсализацией взгляда на мир, энциклопедически-всеохватный характер носили труды Демокрита (5 - 4 вв. до н. э.) и Аристотеля (4 в. до н. э.). Среди авторов первых античных Энциклопедий, более определённых в жанровом отношении, называют Спевзиппа, ученика Платона (5 - 4 вв. до н. э.). Постепенно задача «обучения по всему кругу знаний» формулируется с более конкретной просветительской, целью — сообщить совокупность сведений, содержащихся в «семи свободных искусствах», которые в период античности и в средние века включали грамматику, риторику, диалектику на первой «ступени» («тривиум») и арифметику, геометрию, музыку, астрономию — на второй («квадривиум»). Другие сведения считались практическими и в круг «высокой» науки не входили. Однако, уже римский писатель и учёный М. Т. Варрон, которого можно считать родоначальником жанра европейской Энциклопедии выходил за обозначенные рамки: его «Дисциплины» («Disciplinae», 116 – 27 гг. до н. э.) содержали обширные сведения не только по «свободным искусствам» (книги 1 - 7), но и по медицине (книга 8) и архитектуре (книга 9). Аналогичный характер, по- видимому, носила другая римская Энциклопедия - «Искусства» («Aries», около 25—30 гг. н. э) А. В. Цельса (Цельсия), от которой сохранилась только книга о медицине. Наиболее полно Энциклопедии античности представлены знаменитой «Естественной историей» («Historia naturalis») Плиния Старшего (23—79 гг. н. э.) в 37 книгах (2493 главы), почти полностью дошедших до нас и содержащих сведения по астрономии, космографии, географии, физике, химии, ботанике зоологии, технике, агрокультуре, медицине, архитектуре, живописи, минералогии и другим наукам, перемежаемые фантастическими рассказами, анекдотами и суевериями, заимствованными из произведений древних писателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Вывод
Исследователи стиля Гоголя, как и его комизма, указывали на ряд этого рода излюбленных им «приёмов», на его пресловутые «алогизмы», гротеск, гиперболу, литоту и мн.др. Алогизмы у Гоголя усматриваются редко, так как его гротеск именно по п ...

Вариантность и норма
Сосуществование параллельных, или вариантных, форм - распространенное явление живого литературного языка. При­ведем некоторые примеры тех случаев, когда к специалистам обращаются с вопросом: "Как правильно сказать: творог или творог, ...

Явление имморализма в философии и искусстве. Явление имморализма в философии и литературе
Имморализм является одним из наиболее актуальных и наименее изученных явлений как в философии, так и в искусства. Он представляет собой критический и неприемлемый с этической точки зрения подход к вопросам морали и устоявшимся нравственн ...