Разделы


Энциклопедии
Страница 1

Материалы » Справочные издания » Энциклопедии

Энциклопедии бывают двух типов:

• Первый содержит все знания, накопленные человечеством и расположенные в алфавитном порядке; каждому понятию в них отводится не меньше абзаца или, как, например, в "Британской энциклопедии" — длинная обстоятельная статья, написанная известным ученым. Подобные энциклопедии используются тогда, когда необходимо ознакомиться с введением в проблему, с которой мы малознакомы.

• Второй — отраслевые энциклопедии, посвященные какой-то одной отрасли знании и содержащие весьма подробную (и часто специализированную) информацию, например, "Энциклопедия точных наук "Ван Ностранда. Если вы уже что-то знаете о каком-то предмете, то подробная энциклопедия поможет вам расширить свои знания по предмету или разобраться в мудреных вопросах.

Энциклопедия

(от греч. enkyklios I paideia — обучение по всему кругу знаний), вид научного или научно - популярного издания; свод основных сведений по различным областям знания и практической деятельности, расположенный в алфавитном, тематическом (систематическом) или алфавитно-тематическом порядке.

Энциклопедии разделяют по специфике охвата материала на универсальные, отраслевые (посвящены отд. областям знаний), региональные (посвящены тому или иному региону, государству, городу), тематические (напр., по домашнему х-ву), проблемные (например, французская «Энциклопедия сатаны» — свод литературных произведений, затрагивающих тему чёрта), персональные («Лермонтовская Энциклопедия» в России, «Дантовская Энциклопедия» в Италии). Популярностью пользуются, литературные, технические, медицинские, исторические, музыкальные, театральные Энциклопедии и др., а также книговедческие словари и энциклопедии.

По читательскому адресу выделяют Энциклопедии для специалистов, для широких кругов читателей, для женщин, детей, пожилых людей, для семейного чтения (например, американская «Энциклопедия Рэндома»). По целям использования Энциклопедии варьируются от форм с короткими справками до алфавитного свода беллетризованных эссе.

Потребность в своде и классификации знаний возникла у человечества в глубокой древности. В Древнем Египте своеобразные терминологические словари стали появляться уже в конце Среднего царства (2-я четв. 2-го тыс. до н. э.). Труды энциклопедич. характера обнаруживаются в Китае 12 - 10 вв. до н. э. В Греко-Римской Античности, отличающейся универсализацией взгляда на мир, энциклопедически-всеохватный характер носили труды Демокрита (5 - 4 вв. до н. э.) и Аристотеля (4 в. до н. э.). Среди авторов первых античных Энциклопедий, более определённых в жанровом отношении, называют Спевзиппа, ученика Платона (5 - 4 вв. до н. э.). Постепенно задача «обучения по всему кругу знаний» формулируется с более конкретной просветительской, целью — сообщить совокупность сведений, содержащихся в «семи свободных искусствах», которые в период античности и в средние века включали грамматику, риторику, диалектику на первой «ступени» («тривиум») и арифметику, геометрию, музыку, астрономию — на второй («квадривиум»). Другие сведения считались практическими и в круг «высокой» науки не входили. Однако, уже римский писатель и учёный М. Т. Варрон, которого можно считать родоначальником жанра европейской Энциклопедии выходил за обозначенные рамки: его «Дисциплины» («Disciplinae», 116 – 27 гг. до н. э.) содержали обширные сведения не только по «свободным искусствам» (книги 1 - 7), но и по медицине (книга 8) и архитектуре (книга 9). Аналогичный характер, по- видимому, носила другая римская Энциклопедия - «Искусства» («Aries», около 25—30 гг. н. э) А. В. Цельса (Цельсия), от которой сохранилась только книга о медицине. Наиболее полно Энциклопедии античности представлены знаменитой «Естественной историей» («Historia naturalis») Плиния Старшего (23—79 гг. н. э.) в 37 книгах (2493 главы), почти полностью дошедших до нас и содержащих сведения по астрономии, космографии, географии, физике, химии, ботанике зоологии, технике, агрокультуре, медицине, архитектуре, живописи, минералогии и другим наукам, перемежаемые фантастическими рассказами, анекдотами и суевериями, заимствованными из произведений древних писателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова. Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М.А. Булгакова
Уже довольно долгое время литературоведы пытаются выявить причины преемственности литературных традиций, но однозначного решения этой проблемы не найдено. Для нас важно то, что данная связь реально ощутима – М.Шолохов писал: «Мы все связа ...

Становление понятия «символ»
Хотя символ столь же древен, как человеческое сознание, философско-эстетическое осмысление приходит сравнительно поздно. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчлененное тождество символической формы и ее смысла, исключающее всяку ...

Художественные средства и поэтические приемы «творчестве.
Разнообразны художественные средства стихов Хиркати. Немало среди них образов, традиционно идущих от классической поэзии Востока. Несмотря на то, что Хиркати и сам вносил много нового, однако не мог отойти от законов поэтики своего времен ...