Разделы


Великий английский поэт Шелли
Страница 15

Материалы » Великий английский поэт Шелли

Взгляните на мои великие деянья,

Владыки всех времен, всех стран и всех морей».

Кругом нет ничего . Глубокое молчанье.

Пустыня мертвая . и небеса над ней .

В 1817 г., в период Реставрации и Священного Союза это стихотворение звучало как вызов реакции и пророчество ее неминуемого падения.

Свободолюбивый, тираноборческий пафос одушевляет и интимную лирику Шелли. В стихотворении, написанном при расставании с Англией и посвященном сыну Вильяму («Вильяму Шелли», 1817), скорбь о разлуке с родиной и с отнятыми у него детьми неразлучна с гневным обличением презренных рабов реакции. Но и в этом скорбном стихотворении Шелли выражает мысль, что тирания не вечна; будущее принадлежит свободе. Деспоты, угнетающие человечество, - накануне своего падения.

Они над обрывом, бушует вода,

И волны окрашены кровью:

Вкруг них возрастает свирепость пучин,

Я вижу, на зыби времен, как обломки,

Мечи их, венцы их — считают потомки.

И к речи привыкнув борцов благородных,

Свободным ты вырастешь между свободных.

Одним из наиболее ярких и политически насыщенных стихотворений Шелли, заключающих первый, «английский» период его творчества, является послание «К лорд-канцлеру»

(1817), в котором Шелли клянет от имени родины ненавистные законы, освящающие рабство и унижение, и пророчит падение реакции.

Могильный червь, церковная чума,

Мертвец, что человеком притворился,

Не думай, что ты Англия сама,

И что народ навеки покорился.

Законы ты попрал своим судом

И отравил людские мысли ядом,

Свои богатства нажил грабежом

Простых людей, но есть на свете правда.

И мы живем на свете не за тем,

Чтобы тебе покорствовать столетья,

Ты проклят родиной, и будет день

И страшный суд на этом грешном свете.

(Перевод К. Мартёса).

В марте 1818 г. Шелли приезжает в Италию, где остается до конца жизни.

В 1819—1820 гг. создаются одно за другим замечательные политические стихотворения Шелли: «Маскарад анархии», «Песнь к людям Англии», «Строки, написанные во время правления Кэстльри», «Англия в 1819 году», «Ода защитникам свободы», «Ода свободе», «Политическое величие» и др.

В форме злой и убийственной сатиры Шелли показывает истинное лицо буржуазной Англии, страны анархии и про­извола. Таков его знаменитый «Маскарад анархии» (The Masque of Anarchy), напечатанный только в 1832 г. Это стихотворе­ние, носящее подзаголовок «Написано по поводу манчестерской

бойни», разоблачает истинных виновников кровавой расправы с манчестерскими рабочими. Зловещая процессия чудовищ, рисуемая поэтом, символизирует правящую клику Англии и ее преступления против народа:

И вот гляжу, в лучах зари,

Лицом совсем как Кэстльри,

Убийство, с, ликом роковым,

И семь ищеек вслед за ним.

Все были жирны; и вполне

Понятно это было мне;

Он под плащом широким нес

Сердца людей в росе от слез,

И сыт был ими каждый пес.

За ним Обман; одет был он

Весь в горностай, как лорд Эльдон.

Шелли предвещает падение деспотизма, залившего кровью английскую землю. Он призывает к мужеству и стойкости простых людей Англии, «наследников Славы, героев неписанной истории». «Вас много - их мало», - этими знаменательными словами заканчивается стихотворение.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Похожие статьи:

Демократическая сатира
Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII века является оформление и развитие сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой социальной жизни того времени. Сатирическому обличению ...

А.С. Пушкин
Пушкину было 28 лет, когда на балу в Москве (в декабре 1828 года) он увидел Наталью Гончарову. «Когда я увидел её в первый раз, красоту её только что начали замечать в обществе», - признавался Пушкин. 16-летняя девушка вызвала у поэта бл ...

Место малых жанров в творчестве Хиркити.
В уйгурском литературоведении малые стихотворные формы (газели, рубай, мухаммасы, месневы и т.д.) как вопросы их происхождения так и вопросы об их главных особенностях, предметом специального изучения не являлись. Единственно здесь можно ...