Разделы


История изучения мотива природных стихий в творчестве Д. Хармса

Материалы » Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса » История изучения мотива природных стихий в творчестве Д. Хармса

Объектом нашего исследования в большинстве своем являются стихотворные тексты Д. Хармса, написанные им в период с 1925 по 1938 гг. Этот период характеризовался творческим подъемом, развитием и формированием важнейших идей философии Хармса. Разрабатываются основные типы героев произведений: Философ-Художник, Чудак-Чудотворец, Правитель-Сверхчеловек-Недочеловек, Обыватель3, рождаются основные мотивы.

К изучению мотива природных стихий побуждает такой стихотворный материал, как «Вода и Хню», «Два студента бродили в лесу», «Берег и я», «А ну-ка покажи мне руку», «От знаков миг», «Ходит путник в час полночный», «Лес качает вершинами», «Я долго думал об орлах», «Берег правый межнародный», «Жизнь человека на ветру», «Полёт в небеса», «Нева течет вдоль Академии», «Тюльпанов среди хореев» и т. д. Это стихи философского содержания, лирический герой которых — незаурядный человек, связанный с природой неразрывно.

Мы используем дневниковые записи Хармса, раскрывающие самые сокровенные мысли автора. Поэтому при прочтении дневников Хармса читатель погруженется в мир художественного произведения, где изложение идет от первого лица, прослеживается судьба главного героя и его отношение к людям, литературным, музыкальным произведениям, жизненным явлениям, с которыми он сталкивается.

Такие стихотворения, например, как «От знаков миг», «Тюльпанов среди хореев» раскрывают идеи Хармса, связанные со стихией Земли. Мы видим сходство этих идей: Земля питает все живое, но и не отпускает от себя. Знаковым по своей природе выступает образ няни (в стихотворении «Тюльпанов среди хореев»). Ее основная функция – подпитывать корни цветку, давать ему живительную силу. А наличие рядом с человеком няни низводит его способности до минимума, лишая тем самым его самостоятельности. Образ няни сопоставляется с мотивом природной стихии земли.

Стихия воды появляется во многих произведениях Хармса не только в качестве непосредственно природной силы («Нева течет вдоль Академии», «Месть», дневниковые записи), но и в качестве героя, взаимодействующего, разговаривающего с человеком, но оказывающегося все равно выше проблем людей («Вода и Хню», «Берег и я»).

Связь человека со стихией воздуха, его устремленность в небо подтверждается рядом текстов Д. Хармса, где герои изображаются парящими, способными летать («Жизнь человека на ветру», «От знаков миг», «Полет в небеса»).

А.Б. Устинова4 в комментарии к стихам Д. Хармса указала, что «одним из основополагающих мотивов в лирике Хармса конца 1920-х гг. становится мотив полета». В детском стихотворении «Уж я бегал, бегал, бегал…» герою надоедает сидеть, и он взлетает в небо без особых усилий: «Разбежался я, подпрыгнул, крикнул: Эй! Ногами дрыгнул. Давай ручками махать, давай прыгать и скакать. Меня сокол охраняет, сзади ветер подгоняет, снизу реки и леса, сверху тучи-небеса».

Самая загадочная и наивысшая по силе стихия в размышлениях Хармса — огненная. В дневниковых записях Хармс создает классификацию гениальных людей на огненных и водяных. Люди, приближенные к стихии огня, наиболее талантливы. В стихотворении «Лес качает вершинами» огонь предстает перед нами единственной стихией, независимой ни от какой более силы.

Мы разбираем тексты стихотворений Хармса «Берег и я», «От знаков миг», «Лес качает вершинами», поэмы «Месть». Все выбранные мною стихотворения созданы автором в 1930 — 1933 годах. Это был тяжелейший период в жизни Хармса. Настал окончательный разрыв с его первой женой Эстер Александровной Русаковой5, в 1931 году ОБЭРИУ6 распалось, Хармса арестовали. По его произведением можно понять, что он то погружался в глубокий духовный кризис, то поднимался до вершин своей философии. В этот период рождаются произведения, выбранные нами для анализа. Объединяющий их мотив природных стихий показывает, что автор в тот момент своей жизни стремился как можно сильнее приблизиться к не поддающимся пониманию силам и оказаться духовно выше окружающей его действительности.

Похожие статьи:

Актеры и их актанты
Теперь можно подробнее остановиться на актерах и актантах, ими выполняемых. «Актер – конкретное действующее лицо (человек или нет), выполняющее некоторую структурную роль в повествовании. Актант – сама эта роль, позиция в повествовательно ...

Художественное своеобразие «божественной комедии» Данте, как отражение жизни и смерти в средние века. Политический и психологический смысл поэмы Данте А.
Данте показал картины пороков, живущих в людях для того, чтобы противопоставить их другим картинам, которые должны создавать люди для того, чтобы была гармония для осознания, его поэме своего рода просветительская база для всех кто живет ...

Рассказ «Музыка старого дома».
«Прежде, в годы молодые, любя музыку, ходил я на филармонические концерты, в оперный театр. Рояль, нежная скрипка, могучий орган, симфонический оркестр, романс, пес­ня, ария, дуэт или опера - все было по сердцу. Прошло время. А теперь? С ...