Разделы


Смягчения заднеязычных (палатализации)

Материалы » Комплексный анализ языка Супрасльской летописи » Смягчения заднеязычных (палатализации)

Под первым смягчением заднеязычных г, к, х понимается их переход перед гласными переднего ряда в мягкие шипящие согласные к – ч', г – ж, х – ш. Таким образом, первое смягчение это изменение заднеязычных согласных в силу их уподобления гласным переднего ряда в переднеязычные палатальные. Гласные звуки И, Э, Ь, А перед которыми старославянские памятники отражают первое смягчение, в праславянском языке были гласными переднего ряда.

Вторая палатализация – это переход к – ц, г – з, х – с. Памятники старославянской письменности обнаруживают переход заднеязычных в мягкие свистящие в том случае, когда г, к, х оказываются в положении после гласных переднего ряда (съжег - сжизати).

Однако, очень часто, несмотря на наличие заднеязычных в положении после указанных звуков, второе смягчение в словах данного типа не наблюдается: кънязь – княгыти.

Похожие статьи:

Образы животных и "Древесные мотивы" в лирике Есенина. " Древесные мотивы" лирики С. Есенина
Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенн ...

Введение. Замысел романа
Полнее всего особенности реализма нового этапа нашли свое выражение в творчестве выдающегося французского писателя Гюстава Флобера. Преемственно связанный с великими французскими реалистами первой половины XIX в., Флобер вносит в развити ...

Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Ве ...