Смягчения заднеязычных (палатализации)
Под первым смягчением заднеязычных г, к, х понимается их переход перед гласными переднего ряда в мягкие шипящие согласные к – ч', г – ж, х – ш. Таким образом, первое смягчение это изменение заднеязычных согласных в силу их уподобления гласным переднего ряда в переднеязычные палатальные. Гласные звуки И, Э, Ь, А перед которыми старославянские памятники отражают первое смягчение, в праславянском языке были гласными переднего ряда.
Вторая палатализация – это переход к – ц, г – з, х – с. Памятники старославянской письменности обнаруживают переход заднеязычных в мягкие свистящие в том случае, когда г, к, х оказываются в положении после гласных переднего ряда (съжег - сжизати).
Однако, очень часто, несмотря на наличие заднеязычных в положении после указанных звуков, второе смягчение в словах данного типа не наблюдается: кънязь – княгыти.
Похожие статьи:
Мотивы и темы творчества Пелевина.
Как уже было сказано, редкий критик заостряет внимание на непосредственно литературоведческой ценности рассказов, повестей и романов В. Пелевина, предпочитая «выводить на чистую воду» его технологические приемы. Но в наиболее серьезных и ...
Деньги как реалии жизни в романе А. И. Гончарова "Обыкновенная
история"
Нечистая сила, сундуки с золотом, безумная страсть к накоплению, безжалостные ростовщики — все эти мотивы, закрепившись в литературе, со временем теряли свою новизну и уже не могли не восприниматься как условные. Неизбежно должно было про ...
Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»
Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске ...