Разделы


Неужели зло так привлекательно?

Материалы » Печорин-герой своего времени » Неужели зло так привлекательно?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто положительное.

С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова «зло»:

1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.

2. Беда, несчастье, неприятность.

3. Досада, злость.

В этих определениях трудно найти что-либо привлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На самом деле очень трудно оспорить эти определения. Но добро и зло – это очень спорные понятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешить загадку добра и зла. Но разгадка не найдена, поэтому придерживаться только одной точки зрения нельзя. Для понимания Печорина важен эпизод, когда он возвращается «домой пустыми переулками станицы» и размышляет о «людях премудрых», убеждённых в участии небесных светил в «ничтожных спорах» за клочок земли». Зато «какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо на них смотрит с участием…». Себя и своё поколение Печорин называет «жалкими потомками», не имеющими убеждений и гордости, наслаждения и страха, не способными «к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья». Из всех споров с другими героями, чувствами, судьбой Печорин выходит опустошённым, но не сдавшимся. Его атеизм – это драма личности. В сложном образе Печорина отображён исторический процесс развития общественного сознания со всеми его срывами и открытиями, взлётами и падениями, интеллектуальной энергией и неспособностью прямого общественного воздействия. В Печорине есть нечто большее, что делает его героем не только той эпохи, когда была написана книга, но и человеческого рода вообще. Он сознаёт себя, умеет анализировать поступки и признавать ошибки, задавать вопросы о предназначении. Двойственность характера ярко подчёркивается поступком, когда он, прочитав письмо Веры, мчится за ней, как сумасшедший. Может причина в проснувшейся любви? Это было бы слишком просто. Герой не привык терять тех, кто подчинён его воле. Возможно, завоевание Мэри, происходит не для того, чтобы насолить Грушницкому, а для «обладания молодой, едва распустившейся душой». Это – «ненасытная жадность», поглощающая всё. Дневник Григория Александровича – это максимальное самовыражение и постоянный самоанализ героя, даже если он надевает маски перед окружаемыми, он признаётся в этом себе. Этот прием, применённый автором, даёт возможность читателю понять душу Печорина как можно лучше. Кто-то может понять его как человека с чёрной душой, кто-то, наоборот, может понять его как человека с высокими чувствами и великим разумом. Но с совершенной точностью сказать, кто такой Печорин, сказать нельзя. Тем не менее, он совершенно точно является героем. Но почему?

Похожие статьи:

Великий английский поэт Шелли
Почти одновременно с Байроном вступает в литературу другой выдающийся представитель революционного романтизма в Англии, великий английский поэт Шелли. Действительно, в лице Шелли английский народ нашел замечательного поэта-мыслителя и бор ...

История постановки
В Театре имени Вахтангова идет необычный спектакль, поставленный по притчам Сергея Козлова. Сказочные притчи известны всей стране благодаря замечательным мультфильмам: «Как львенок и черепаха пели песню», «Тилимилитрямдия» и, конечно же, ...

Последние годы жизни В. Г. Короленко
После Февральской революции он выпускает брошюру "Падение царской власти". Волею судьбы Полтава, где постоянно жил В.Г. Короленко, оказалась одним из горячих очагов противоборства. Большевиков сменяли отряды Петлюры, Скоропадско ...