Разделы


Неужели зло так привлекательно?

Материалы » Печорин-герой своего времени » Неужели зло так привлекательно?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто положительное.

С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова «зло»:

1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.

2. Беда, несчастье, неприятность.

3. Досада, злость.

В этих определениях трудно найти что-либо привлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На самом деле очень трудно оспорить эти определения. Но добро и зло – это очень спорные понятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешить загадку добра и зла. Но разгадка не найдена, поэтому придерживаться только одной точки зрения нельзя. Для понимания Печорина важен эпизод, когда он возвращается «домой пустыми переулками станицы» и размышляет о «людях премудрых», убеждённых в участии небесных светил в «ничтожных спорах» за клочок земли». Зато «какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо на них смотрит с участием…». Себя и своё поколение Печорин называет «жалкими потомками», не имеющими убеждений и гордости, наслаждения и страха, не способными «к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья». Из всех споров с другими героями, чувствами, судьбой Печорин выходит опустошённым, но не сдавшимся. Его атеизм – это драма личности. В сложном образе Печорина отображён исторический процесс развития общественного сознания со всеми его срывами и открытиями, взлётами и падениями, интеллектуальной энергией и неспособностью прямого общественного воздействия. В Печорине есть нечто большее, что делает его героем не только той эпохи, когда была написана книга, но и человеческого рода вообще. Он сознаёт себя, умеет анализировать поступки и признавать ошибки, задавать вопросы о предназначении. Двойственность характера ярко подчёркивается поступком, когда он, прочитав письмо Веры, мчится за ней, как сумасшедший. Может причина в проснувшейся любви? Это было бы слишком просто. Герой не привык терять тех, кто подчинён его воле. Возможно, завоевание Мэри, происходит не для того, чтобы насолить Грушницкому, а для «обладания молодой, едва распустившейся душой». Это – «ненасытная жадность», поглощающая всё. Дневник Григория Александровича – это максимальное самовыражение и постоянный самоанализ героя, даже если он надевает маски перед окружаемыми, он признаётся в этом себе. Этот прием, применённый автором, даёт возможность читателю понять душу Печорина как можно лучше. Кто-то может понять его как человека с чёрной душой, кто-то, наоборот, может понять его как человека с высокими чувствами и великим разумом. Но с совершенной точностью сказать, кто такой Печорин, сказать нельзя. Тем не менее, он совершенно точно является героем. Но почему?

Похожие статьи:

Борьба Горького с декадентством
Проблема активного отношения человека к жизни, которую ставит Горький в своих ранних романтических и реалистических рассказах, сопряжена с требованием героико-романтического искусства, способствующего обновлению жизни. Эта позиция неодно ...

Особенности ударения в русском языке
Нормы ударения, или акцентологические нормы нарушаются особенно часто. Это объясняется, во-первых, тем, что изменчивость норм приводит к неизбежному (хотя и временному) сосуществованию старого и нового вариантов, а это порождает колебания ...

Александр Дюма
24.07.1802 Виллер-Котре, Франция - 05.12.1870 Александр Дюма, прозванный "Дюма-отец", - французский романист и драматург. Сын республиканского генерала и дочери трактирщика (в роду Д. - примесь негритянской крови). Провел детст ...