Разделы


Заключение

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Заключение

Москва, по мнению большинства писателей, приведенных выше, не самый лучший город для жизни. Конечно, практически все они приехали в Москву, а не родились в ней. Им пришлось столкнуться здесь со многими бытовыми трудностями, проблемами с жильем, трудоустройством, нехваткой денег. Однако Москва могла не принять даже коренных москвичей. Например, Марина Цветаева после возвращения из эмиграции в Москву покончила жизнь самоубийством. Москва забрала у нее все самое дорогое.

В большинстве произведений Москва, независимо от времени, описывается как грязный азиатский, бандитский, контрастный город. Многим писателям по душе больше европейский Петербург (Петроград, Ленинград) с его широкими проспектами, морским свежим воздухом. Примечательно, что все авторы, чьи произведения были использованы в данной работе, хотя бы раз в своей жизни были в Петербурге. Практически на всех он произвел приятное впечатление. Этот город почему-то всегда ассоциировался с большей свободой, независимостью, революциями, чем с богатством и славой. Москва же есть бедная и богатая, сильная и слабая. Однако Москва одновременно и богомольная, со звонами колоколов, большим количеством монастырей и церквей. Она может быть щедрой и жадной, любящей и суровой, честной и обманчивой, нищей и барской. Самое странное, что такой уклад жизни в этом городе повелся с древних времен. Писателям, приехавшим из деревни, намного труднее ужиться со всеми этими московскими контрастами. Многие так до конца своей жизни к ним и не привыкли. Даже в настоящее время большинство людей недовольны своей жизнью в Москве: сейчас мешают пробки на дорогах, перенаселенность, та же грязь, криминальная обстановка, невнимание со стороны властей, дороговизна продуктов. Мало что изменилось со времен дореволюционной Москвы. Конечно, снесли Хитров рынок, главную крепость бандитов, но такие места, как это, появляются в Москве и сейчас.

Обобщенный образ Москвы – город на границе Европы и Азии, город, непригодный для спокойной жизни, криминальный, грязный и властный. Но есть и один светлый образ – религиозность Москвы, притом религиозность в любые времена, будь то во время существования СССР, до революции или в 2042 году.

[1] Ерофеев, Венедикт Савельевич - www.krugosvet.ru/articles/68/1006837/1006837a1.htm

Похожие статьи:

Творчество Анны Рэдклиф и английская литература XIX – XX веков. Причины появления в XIX веке пародий на жанр готического романа
Жанр готического романа имел необыкновенную популярность на рубеже XVIII и XIX веков. Так, за полвека (с 1764 по начало 20-х годов XIX века) в Англии вышли в свет несколько сотен готических романов, принадлежавших перу нескольких десятков ...

Литература Пост – Гэнроку
Ранний пик литературного развития закончился смертью трёх великих деятелей: Сайкаку, Басё и Тикамацу. Во время более позднего периода (1705–1868), центр культурной жизни в значительной степени все еще продолжал оставаться в районе Киото-О ...

Отражение христианских представлений о роли женщины в семье в «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Повести о Марфе и Марии»
Обращаясь к анализу житийно-биографических повестей XVII века А.М. Панченко отмечает, что «Повесть об Ульянии Осорьиной « и «Повесть о Марфе и Марии» по-разному относится к изображаемому в них быту. Но тем не менее в них исследователь нах ...