Разделы


Заключение

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Заключение

Москва, по мнению большинства писателей, приведенных выше, не самый лучший город для жизни. Конечно, практически все они приехали в Москву, а не родились в ней. Им пришлось столкнуться здесь со многими бытовыми трудностями, проблемами с жильем, трудоустройством, нехваткой денег. Однако Москва могла не принять даже коренных москвичей. Например, Марина Цветаева после возвращения из эмиграции в Москву покончила жизнь самоубийством. Москва забрала у нее все самое дорогое.

В большинстве произведений Москва, независимо от времени, описывается как грязный азиатский, бандитский, контрастный город. Многим писателям по душе больше европейский Петербург (Петроград, Ленинград) с его широкими проспектами, морским свежим воздухом. Примечательно, что все авторы, чьи произведения были использованы в данной работе, хотя бы раз в своей жизни были в Петербурге. Практически на всех он произвел приятное впечатление. Этот город почему-то всегда ассоциировался с большей свободой, независимостью, революциями, чем с богатством и славой. Москва же есть бедная и богатая, сильная и слабая. Однако Москва одновременно и богомольная, со звонами колоколов, большим количеством монастырей и церквей. Она может быть щедрой и жадной, любящей и суровой, честной и обманчивой, нищей и барской. Самое странное, что такой уклад жизни в этом городе повелся с древних времен. Писателям, приехавшим из деревни, намного труднее ужиться со всеми этими московскими контрастами. Многие так до конца своей жизни к ним и не привыкли. Даже в настоящее время большинство людей недовольны своей жизнью в Москве: сейчас мешают пробки на дорогах, перенаселенность, та же грязь, криминальная обстановка, невнимание со стороны властей, дороговизна продуктов. Мало что изменилось со времен дореволюционной Москвы. Конечно, снесли Хитров рынок, главную крепость бандитов, но такие места, как это, появляются в Москве и сейчас.

Обобщенный образ Москвы – город на границе Европы и Азии, город, непригодный для спокойной жизни, криминальный, грязный и властный. Но есть и один светлый образ – религиозность Москвы, притом религиозность в любые времена, будь то во время существования СССР, до революции или в 2042 году.

[1] Ерофеев, Венедикт Савельевич - www.krugosvet.ru/articles/68/1006837/1006837a1.htm

Похожие статьи:

Феномен цвета. Особенности его восприятия человеком и отражение в речи. Подходы к изучению слов цветообозначения
Мир, окружающий нас, разнообразен. Человек способен распознавать различные формы, звуки, запахи, вкусы. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. «Благодаря тому, что мы видим ...

Символы, не связанные с образом дома
В пьесах Чехова важную роль играет образ времени и изменений, с ним связанных. В «Чайке» часы и время связаны в первую очередь с Треплевым. В начале пьесы он постоянно смотрит на часы, ожидая начало своего спектакля. При этом Чехов делае ...

Госпожа Бовари. Провинциальные нравы Роман (1857)
Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его .вызвали на ферму ее отца, сломавшего ногу. На Эмме было синее шерстяное платье с тремя оборками. Волосы у нее каштановые, взгляд больших черных глаз прямой и открытый. Шарль ...