Разделы


Фольклор и его жанры

Материалы » Традиционализм и новаторство римской литературы » Фольклор и его жанры

В римском фольклоре получили развитие в основном те же жанры и формы, что и в греческом. Вместе с тем в устном народном творчестве римлян проявлялась национальная самобытность.

Песенный фольклор

.

Бытовали трудовые песни, детские игровые, колыбельные. Заметное место в фольклоре занимали религиозные гимны. В пиршественных песнях вырабатывался национальный стихотворный размер, например сатурнский стих, основанный на тоническом принципе (в отличие от греческого, базирующегося на принципе метрическом). В дальнейшем он был вытеснен гекзаметром, хотя довольно долгое время использовался в эпитафиях.

Сатурналии.

Песни, сопровождавшие игровые представления, содержали зачатки римской драмы. Эти игры были приурочены к празднику Сатурналий и были названы так в честь римского бога Сатурна, покровительствовавшего земледельцам и урожаю. Сатурналии являлись разновидностью карнавала, на них торжествовала комическая стихия, проявлялась народная смеховая культура. Это была своего рода параллель к греческим празднествам в честь бога Диониса. Участники дарили друг другу свечи, глиняные изделия, обменивались шутливыми стихами в которых могли звучать колкости, насмешки. Это были «фесценнины»: в них присутствовал диалог как зерно будущего драматического произведения.

«Перенимая стилевые формы греческой литературы, греческие литературные жанры, Рим устраняет очень многие пережиточные моменты, сохранявшиеся у греков. Так, в греческой драме, в трагедии и комедии, было обязательным участие хора. Связанный с празднествами Диониса, на которых происходили театральные представления, хор этот пережиточно продолжает функционировать и тогда, когда драма в сущности уже перестала в нем нуждаться. В римской драме эта обязательность отпала; такие местные особенности, вытекающие из специфических условий возникновения жанра, в римской литературе уже теряются».

Триумфальные песни.

В обстановке военных конфликтов в Риме сложилось особое торжество в честь победителя-полководца. Оно провозглашалось решением сената, когда было истреблено не менее 5000 врагов. Триумфальное шествие обычно начиналось на Марсовом поле и шло через весь Рим, мимо форума, заканчивалось на Капитолии. Солдаты, получившие от полководца денежные подарки и почетные награды, распевали триумфальные песни, в которых содержались не только хвалы, но и шутки по адресу триумфатора в духе фесценнин. Критическое начало, заключенное в этих песнях, отражало особенность римской общественной жизни на раннем этапе: тот, кто совершил проступок, мог стать объектом порицания. Здесь мы находим также зачатки народной драмы.

Историк Тит Ливий (VII, 2, 4) сообщает, что в 364 г. до н. э. для умилостивления богов во время эпидемии были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мимическими плясками под аккомпанемент флейты. В области драмы большим распространением пользовались в Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший из кампанского города Ателлы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто нападал на общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго.

Пословицы и поговорки

. В них ярко сказывались присущая латинскому языку сжатость, лаконичность, афористичность выражения. В пословицах отразились здравый смысл и наблюдательность римлян. Пословицы отличались ритмической организованностью, образностью. Обычно двучленные в композиционном плане, она охватывали широкий круг бытия.

Народная поэзия, получившая развитие в дописьменную эпоху стала основой для творчества многих писателей: Овидий опирался на народные поверья при написании поэмы «Фасты», становление римской комедии проходило под влиянием образов римского фольклора, подобно греческому, римский театр имел фольклорные истоки.

Похожие статьи:

Почему я выбрала тему «Печорин как Герой своего времени»?
Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова… Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как всё в нё ...

«Бэла»
Глава «Бэла» отличается особой простотой, которую отмечал В.Г. Белинский. В своей статье, посвященной «Герою нашего времени», Белинский отмечал особенность построения «Бэлы» в том, что «простота и безыскусность этого рассказа – невыразимы ...

Образ Хлестакова в системе комических героев Н.В. Гоголя. Художественные приемы, способствующие типизации образа Хлестакова в комедии "Ревизор"
Среди различных характеристик художественного образа главным свойством этого литературоведческого понятия является соединение индивидуального, с одной стороны, и общего, характерного, симптоматичного для целого ряда людей с другой [Абрамо ...