Разделы


Марина Цветаева

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Марина Цветаева

Москва для Марины Цветаевой была особенным существом, с которым поэтесса соединяла всю себя, свое сознание, радость и горе своей жизни. Москва, подобно судьбе поэтессы, постоянно изменялась.

Есть много мест в Москве, которые повлияли на судьбу поэтессы, отразились в ее творчестве. Вначале это была Москва юной девушки, которая в первую очередь ассоциировалась с отчим «волшебным» домом, находящимся в Трехпрудном переулке:

Высыхали в небе изумрудном

Капли звезд и пели петухи.

Это было в доме старом, доме чудном .

Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,

Превратившийся теперь в стихи

Именно это место олицетворялась у Цветаевой с Москвой. Однако со временем на месте этих маленьких домиков построили новые доходные дома — «вас заменили уроды, грузные, в шесть этажей». Во время революции дом в Трехпудном переулке снесли, и туда Цветаева больше не приходила .

В 1915 году Цветаева ненадолго переехала в Петроград. Сам европейский город ее не впечатлил: в 17 лет она уже побывала в Париже. Однако литературная жизнь, тогда еще столицы России ей понравилась.

Вернувшись из Петрограда Цветаева решила в своем творчестве противопоставить Москву Петрограду, а московских поэтов – столичным.

Царю Петру и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари, колокола,

Пока они гремят из синевы,

Неоспоримо первенство Москвы .

Вскоре грянула революция 17-года и Москва изменилась. Она стала безучастной и окаменевшей к чувствам лирической героини с ее страстями.

В этой Москве первых лет революции было написано большое количество стихов: поэтесса по-прежнему жила, любила, негодовала, радовалась, страдала, надеялась . В этих произведениях Москва представлена покалеченной, беспомощной и униженной страдалицей с «жидким звоном» колоколов.

Впрочем, Москва и в эту пору была изменчива и многолика. В это тяжелое для всей страны время она стала суровой. Ей стала безразлична судьба Цветаевой и ее двух маленьких дочек. Об этой безразличной и голодной Москве поэтесса писала в дневниках и в письмах к друзьям.

В 1921 году поэтесса узнала, что ее муж, который во время гражданской войны воевал на стороне белой армии, жив и решил ехать из Константинополя в Прагу. Она покидает Москву и едет за ним. В ее последних стихах, написанных в этом городе до отъезда за границу, возникала хмурая, застывшая и окаменевшая Москва. Это уже не родная Москва Цветаевой, а весь залитый кровью людей город.

Вот они тесной стальной когортой,

К самой кремлевской стене приперты,

В ряд

Спят .

Но и этот город остается любимым, хотя и одновременно ненавидимым.

Первородство - на сиротство!

Не спокаюсь.

Велико твое дородство:

Отрекаюсь.

Тем как вдаль гляжу на ближних -

Отрекаюсь.

Тем как твой топчу булыжник -

Отрекаюсь .

Однако поэтесса так и не смогла навсегда забыть о Родине…

В 1939 году Марина Цветаева возвращается в СССР, в Москву. Москва предстала перед ней негостеприимной, жестокой и властной. Этот город теперь забрал у нее все. У поэтессы началась депрессия: у нее не было своего уютного жилья, мужа и дочь арестовали, и жизнь потеряла для нее всякий смысл. Теперь Цветаева днями простаивала в очередях в тюрьму, чтобы передать посылки близким ей людям. Москва мстила ей, мстила за то, что она когда-то решилась покинуть ее. В августе 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Похожие статьи:

Мартин Матушевич
Внутренний разлад и анархию в государстве рисуют знаменитые «Мемуары» одного из крупных тогдашних государственных сановников, кастеляна брестлитовского, Мартина Матушевича (1714—1768). Не предназначая свои записки к печати, Матушевич со ...

Прецедентные тексты
Цель использования прецедентных текстов в детективах Донцовой достаточно прозрачна. Они в большей степени, чем намеки на какие-либо жизненные ситуации, связывают читателя с окружающей действительностью. Заметим, что в рассматриваемом мате ...

Преобразование (трансформация) устойчивых словосочетаний в языке электронных средств массовой информации как проявление динамики фразеологии
Познания о собственной культуре, а также традициях других стран, человек черпает из книг, журналов, средств массовой информации (СМИ), в частности из Интернета - глобального информационного пространства. «Информационные связи – основной и ...