Разделы


Потенциальные слова в поэзии Е.А.Евтушенко
Страница 3

Материалы » Потенциальные слова в поэзии Е.А. Евтушенко » Потенциальные слова в поэзии Е.А.Евтушенко

от злобненькой несчастности

всех тех, чья тайна,

что – они ничто.

(Страх гласности)

Порою в нем

под скоморошным скотством

малюсенький талант…

(Портрет)

Данная группа совмещает объективное обозначение степени обнаружения признака с его индивидуальной оценкой поэтом.

Теперь стоит обратиться к словообразованию по высокопродуктивным образам глаголов и их особой форме – причастию.

В системе глагольной префиксации высокопродуктивны словообразовательные типы со следующими префиксами.

Одним из таких является префикс от- со значением завершения действия: “перестать что-нибудь делать”. Этот префикс соединяется с глаголами разнообразной семантики:

Сколько наша братва отстрадала,

оттерпела от дома вдали,

но чтоб эта девчушка рыдала,

мы уже потерпеть не могли.

(Итальянские слезы)

Имеется в виду отстрадать – “кончить страдать”

Это же значение имеют и причастия, образованные от глаголов с такими префиксами, имеющими вышеуказанное значение:

Любой отловивший рыбак

Становится тоже уловом

(Соленый гамак)

Продуктивным также является префикс на-. Однако здесь значения глаголов можно дифференцировать

Сюда следует отнести глаголы со значением “направить на поверхность чего-нибудь действие, названное мотивирующим глаголом; поместить на чем-нибудь”:

…ведь если так полы наслежены,

кому-то надо же их мыть.

(Золушка)

В данном примере потенциальным словом является краткое страдательное причастие, образованное от глагола совершенного вида наследить в значении “испачкать, оставить, поместить следы на чем-либо”.

Следующее значение: “совершить (довести до результата), действие, названное мотивирующим глаголом”:

Покуда падчерица пачкается,

чумаза,

словно нетопырь,

наманикюренные пальчики

девицы сушат врастопыр.

(Золушка)

В данном случае употреблено причастие полное страдательное, образованное от глагола наманикюрить – “совершить, довести до результата действие по глаголу маникюрить”.

Другой способ префисально-постфиксальный. Однако здесь префикс на- имеет значение “действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в достаточной степени или в избытке; дойти до пресыщения в результате длительного или интенсивного совершения этого действия.

Запутаться –

это не менее страшно,

чем вовсе погаснуть,

а я ещё не насветился,

а я еще не досветил.

(Цицинателы)

Постфикс ся- возвратного глагола имеет в данном случае косвенно-возвратное значение: называется действие, совершаемое субъектом в своих интересах. Здесь –ся приравнивается к себе для себя. Ещё не насветил себе (для себя).

Встречается один вид – полные страдательные причастия (особая форма глагола) с префиксом за-. Он имеет значение “покрыть(ся), закрыть(ся) чем-либо с помощью действия, названного мотивирующим глаголом.” Как например глаголы: зацвести – “цветя, покрыться чем-нибудь”, закапать – “катая, покрыть чем-нибудь.”

У Евтушенко в причастиях используются мотивирующие их глаголы, которые имеют данное значение, а именно:

… я верю где-нибудь у свалки,

что на заплеванном заборе

однажды вырастут фиалки

(Фиалки)

“Мы с этой актрисой

немало сыграли на пару

на сценах подмокших подвалов

и запаутиненных чердаков”

(Цицинателы)

Итак, в данных примерах потенциальные слова – причастия, имеющие следующие значения – “заплеванном” – “заплевать, покрыть плевками забор”, “запаутиненных” – “ покрывшихся паутиной чердаков”. Таким образом, можно сказать, что в данном случае семантика “покрытия, закрытия” целиком и полностью выражается мотивирующей основой глагола. Точно также, ка и в глаголах: заасфальтировать, заштукатурить.

Теперь целесообразно обратиться к другой части речи – наречиям. Как известно, к потенциальным словам принадлежат и наречия с суффиксами –о, постоянно возникающие в речи. В основном они образованы от прилагательных. Наречия с суффиксом –о обозначают признак, названный мотивирующим прилагательным. Наречия, мотивированные суффиксальными прилагательными со значением отношения к предмету, явлению, обычно семантически мотивируются следующим образом: “так свойственно тому, что названо мотивирующей основой прилагательного”. Очень часто такие наречия используются в художественной речи поэтами и писателями. У исследуемого поэта:

Сквер величаво листья осыпал.

Светало. Было холодно и трезво.

(Сквер величаво листья осыпал…)

На каждой лыже белая ложбинка, как Млечный Путь.

Опасность хрустко бродит по морозу.

Все хрупко – от сосулек и до нас,

И лыжи словно чувствуя угрозу,

На звезды заострясь.

(Две пары лыж)

И важный лоб сановно морща,

сошел с них некто,

грузный, рослый

(Мед)

Данные наречия воспринимаются достаточно необычно.

Страницы: 1 2 3 

Похожие статьи:

Своеобразие притч И. Бунина, А. Куприна и Б. Зайцева
Притча получила распространение на рубеже ХIХ-ХХ веков. Это не могло не отразиться в творчестве передовых писателей того времени: А. Куприна, И. Бунина и Б. Зайцева. Свои притчи писатели создавали в одно и то же время. Но исследователи ...

Темп речи
Одной из составных частей просодии речи является темп или скорость речи. Темп выполняет разнообразные функции в тексте: • коммуникативную функцию, т.е. служит как средство выделения важной информации; • экспрессивную функцию, т.к. он уч ...

Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5‑й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы ...