Потенциальные слова в поэзии Е.А.ЕвтушенкоСтраница 2
Все-таки совсем не умереть.
(Зашумит ли клеверное поле…)
И я, словно сивуч,
хватаясь хоть за маленькую
надеждинку выжить,
подыхаю ползком,
готовый попасться
на любую заманинку –
лишь бы поманили пальчиком,
глазком.
(А на командорах)
Желая подчеркнуть огромные размеры предмета, о котором идет речь, обычно используется суффикс -ищ -:магазинище, лампища. Причём родовая характеристика мотивирующего слова сохраняется. Слова женского рода относятся к женской разновидности Ⅰ-го склонения, имеют окончание –а; мужского и среднего рода –к мужско- средний разновидности с флексией –е в Именительном падеже единственного числа. У Евтушенко:
Прет толпища пребольшая
к равнодушием удушенному,
Вновь любовью удушая.
(Безудержность)
Даже на развалинах,
грязный и разодранный, как Зорба,
празднуя позорище, пляши.
(Спасибо)
К потенциальным словам относятся и слова на -ние. Они всегда обозначают действие как процесс и мотивируются глаголами: снимание, экспонирование, осчастливливание:
Я вспоминаю вечерние
ещё сегодняшнего дня,
и медленное воцарение
Дыханья около меня.
(В вагоне шаркают и шамкают)
Также потенциальные слова образуются и префиксальным способом. Например, существительные с префиксом не-. Они обозначают отсутствие того или противоположность тому, что названо мотивирующим словом:
И у меня на лбу такие складки,
Жестокие, за все со мной сочлись,
И у меня в душе в неравной схватке
Немолодость и молодость сошлись.
(Сквер величаво листья осыпал)
Ни в воскресенье, ни в субботу
Покою дать мне не хотят.
За собственную несвободу
Моею несвободой летят.
(Стихи по заказу)
Этот тип является высокопродуктивным. Только в отличие канонических слов (неурожай, неудача) эти слова отличаются небольшой степенью необычности, какой-то новизны и свежести.
Стоит обратить внимание и на префиксально-суффиксальные существительные. В поэзии Е.Евтушенко основную массу слов образованных префиксально-суффиксальным способом, составляют образования, мотивированные существительными. Ярким тому подтверждение является слова с префиксом без- и суффиксом –j-(орфографически слова на -ье). Данная категория слов обозначает явление, состояние, характеризующееся отсутствием того, что названо мотивирующим словом:
Когда есть друг, то безлюбовье
не страшно нам,
хотя и дразнит бог легонько
по временам.
(Упала капля и пропала)
Бездружье пропастью не станет,
когда любовь
стеной перед обрывом ставит
свою ладонь.
(Упала капля и пропала)
Можно сказать: “безлюбовье – это когда нет любви”, бездружье – это когда нет дружбы”.
Свободно образуются сложные существительные с первым компонентом само- ,обозначающее действие, направленное на того, кто его производит или испытывает. Вот несколько примеров из газет: самоборьба, самодопрос, самоутешение. У Евгения Александровича:
Быть поэтом не самораскрытие,
а самовскрытие,
и поэт –
это самохирург.
(Нет событий важнее людей)
Слова самораскрытие, самовскрытие характеризуются наличием того действия, которое названо опорной основой существительного и конкретизировано в первой основе (основе местоименного прилагательного сам). Слово самохирург обозначает одушевленный предмет, имеется в виду понятие “сам себе хирург”.
Особое место занимаю потенциальные прилагательные. Представляют интерес составные прилагательные. Это сложные слова создаваемые путем соединения основ двух и более различных прилагательных. Возможности такого соединения поистине неисчерпаемы. В художественной и публицистической литературе встречаются масса сложных прилагательных этого типа (беззаботно-насмешливый и др.). Такие слова обозначают единый признак, разные стороны которого обозначены составляющими прилагательными. Ни один писатель не обходится без “естественного новаторства” в создании таких слов. В поэзии Евтушенко:
Слушай, девочка
Ты извини за перонно-базарный стиль
обращенья такого …
(Прощание)
Но избегайте приторно-святочной
благотворительности,
как блуда.
(Фуку!)
Словообразовательные ряды подобных прилагательных, - пишет А.Г.Лыков, - практически ничем не ограничены, кроме как “здравым cмыслом”, логикой вещей и “заказом” самой действительности (В.В.Лопатин, 1973, с.77)
Ещё есть у Евтушенко прилагательные с суффиксами субъективной оценки. Таковыми являются прилагательные с суффиксом –оньк- (орфографически обычно –еньк-). Они выражают некоторое усиление признака с оттенком ласкательности. В роли мотивирующих выступают качественные прилагательные. Этот тип особенно продуктивен в разговорной и художественной речи, что подтверждается примерами:
Под одинокой елкой с лампочками тускленькими,
посвечивая беленькими туфельками,
сидела женщина,
как женщина строга.
(Золушка)
…и, в частности
Похожие статьи:
Истоки творчества М. Волошина
Мировоззрение Волошина складывалось под влиянием общественной жизни, под воздействием окружения, художественной и научной литературы. Его творчество — сложный путь постоянных исканий, находок и разочарований. Он трудно шел по извилистым п ...
Ритм как средство выразительности
О содержательности ритма теоретики задумывались давно, при этом труднее всего, оказалось, определить, какой именно элемент ритма несет содержание. В XVIII в. шла дискуссия между Ломоносовым и Сумароковым, с одной стороны. Тредиаковским – ...
Советская Москва 1920 – 30-х гг.. Сергей Есенин
Прошло более ста лет с тех пор, как в рязанском селе, в простой крестьянской семье родился гениальный мальчик. Ему удалось создать уникальную поэтическую систему, емкую, гибкую, способные выразить тончайшие нюансы духовной жизни – «все, ч ...