Разделы


Образы животных в лирике С. Есенина.
Страница 1

Природа в творчестве Есенина » Образы животных в лирике С. Есенина.

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд . После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье , как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

( "Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г. )

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь ( 13) , корова ( 8 ), ворон, пес, соловей ( 6 ), телята, кошка, голубь, журавль ( 5 ), овца, кобыла, собака ( 4 ), жеребенок, лебедь, петух, сова (3 ), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица ( 2 ), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле , в перевозке грузов , в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже :

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том , что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные , являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира , позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Последние годы жизни В. Г. Короленко
После Февральской революции он выпускает брошюру "Падение царской власти". Волею судьбы Полтава, где постоянно жил В.Г. Короленко, оказалась одним из горячих очагов противоборства. Большевиков сменяли отряды Петлюры, Скоропадско ...

Заключение.
.Конфликт, затронутый Ломоносовым в стихотворении «Разговоре с Анакреоном», позже будет по-разному отражен в поэзии Державина, Княжнина, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, Пушкина и др. Но несомненна поэтическая продуктивность этой темы, ...

«Задумываться о будущем я начал рано...». Годы учения. Переезд в Петербург
Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших на ...