Разделы


Движение мелодии

Материалы » Использование просодических средств в балладах » Движение мелодии

Следующим важнейшим просодическим средством языка является мелодия - модуляция высоты тона при произнесении фразы.

В речи мелодия выполняет следующие важные функции:

• маркирует высказывания как законченные или незаконченные;

• различает высказывания по коммуникативному намерению (повествовательное высказывание, вопрос, побуждение, восклицание);

• участвует в выделении слогов, т.е. реализует фразовые ударения;

• выражает чувства, модальность речи, характер взаимоотношений между партнерами [Sarezkaja, S.50].

В процессе говорения высота тона постоянно изменяется. Важными при этом являются направление движения и величина интервала изменения. Для немецкого литературного языка характерно использование трех основных форм мелодического оформления речи:

• терминальный (нисходящий) тон, сигнализирующий деловоу сообщение;

• прогредиентный тон, выражающий неуверенность говорящего;

• интеррогативный тон, маркирующий желание речевого партнера установить контакт с собеседником [G. Meinhold].

Эти три типа движения мелодии являются важными с фонологической точки зрения, т.к. они коммуникативно релевантны: во-первых, они различают высказывания по их цели, во-вторых, они отличают законченные высказывания от незаконченных [G. Meinhold].

Терминальное движение тона характеризует повествовательные высказывания, побуждения, восклицания и вопросительные предложения с вопросительным словом. Оно маркирует конец высказывания, при этом тон слогов затакта или последнего ударного слова падает до нижней границы: Jeder Tag war ein Fest.

Прогредиентное движение тона показывает, что высказывание не закончено. Тон остается при этом либо ровным, на среднем уровне, либо слегка повышается на последнем слоге: Wenn es nicht anders wird, .

Интеррогативное движение тона служит для оформления вопросительного предложения без вопросительного слова. Главноударный слог важного по смыслу слова мелодически выделяется тем, что за ним следует повышение тона, причем повышается либо тон самого слога, либо слогов затакта: Hast du heute die Zeitung gelesen? [Otto von Essen, S.173]

Похожие статьи:

Основной романтический конфликт – это столкновение добра и зла, на этом основан принцип двоемирия. Каков конфликт этой сказки? Подтвердите свою мысль примерами.
Конфликт является главным двигателем в любом произведении. Однако у Гофмана он приобретает особое значение. Столкновение добра и зла – конфликт универсальный и вечный, лежащий в основе любой формы осмысления мироздания. В «Крошке Цахесе» ...

Тема любви в творчестве Лермонтова
И ненавидим мы, и любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности - Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и ок ...

Начало военных действий
Ранним утром 12 июня 1812 года главные силы «великой армии» Наполеона численностью более 500 тысяч человек начали вторжение через Неман недалеко от города Ковно. Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей св ...