Разделы


Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Страница 2

Материалы » Инфернальные женщины в романах Достоевского » Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

В конце романа не написано как стали дальше жить Родион с Соней, ведь его ссылка закончится, и нужно будет начинать жить по-новому, но Сонечка так сильно любила Раскольникова, что её любовь сможет победить все трудности. После признания Раскольников «…смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было её любви…» [19, гл. 5, ч. 3, с. 387]. Какая же это любовь? Сострадательная, милосердная, христианская, видящая в нем, отступившемся, – человека, любовь, которая приведет Соню на каторгу для его спасения. Любовь – молчаливая, ненавязчивая, не требующая ответа. Не имея возможности во время болезни (эпилог) посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты» [19, эпилог, ч. 2, с. 496]. Её любовь сотворила чудо.

Любовь делает женщину необыкновенно сильной, она предает её уверенность, дарит ей крылья, толкает женщину на необыкновенные поступки, делает её необыкновенно женственной и прелестной, нежной и цветущей, но в тоже время, делая женщину ранимой и уязвимой лишь со стороны своего избранника. Именно поэтому и решет Соня отправиться вслед за Родионом, забыть обо всем на свете и быть рядом со своим любимым, а самое главное ждать и верить, когда он сможет так же сильно полюбит её. Именно вера помогла ей и дала силы.

Образ Сони прочитывается двояко: Согласно первой, традиционной, трактовке, в героине воплощены христианские идеи. По трактовке, данной В.Я. Кирпотиным она является носительницей народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме – в сторону юродивой.

Соня Мармеладова – это образ сильной и решительной, нежной и уязвимой, умной и несчастной женщины. Это образ, который учит быть не похожим на других людей, не подчиняться влиянию общества, не бояться любить и следовать за своим любимым, а самое главное иметь веру, пусть не в Бога, но в жизни обязательно нужно верить, в то, что приносит тебе силы.

По нашему мнению, можно предположить, что последняя жена Достоевского – Анна Григорьевна Сниткина – это прототип Сонечки Мармеладовой. Они похожи тем, что Анна Григорьевна так же долго ждала любви и взаимной симпатии от Достоевского, как Соня от Раскольникова. Их жизни совершенно разные, но их желание любить и помогать своему любимому человеку настолько сильно, что оно побеждает все, и Сонин «желтый билет» (в романе) и огромную разницу в возрасте у Анны и Достоевского (в реальной жизни). Конечно, они не сравнимы, но в них есть одно общее человеческое качество и одно сильнейшее чувство – это помощь и любовь. При чем именно в таком расположении помощь – любовь. Ведь у них была не «любовь с первого взгляда», а именно сначала понимание человека, затем помощь, а уж потом любовь.

В. Кожинов считает, что: «Достоевский – психологический романист, и главное его средство выражения – анализ. В этом он близнец и зеркальное отражение Толстого. Но и предмет, и метод его анализа совершенно иные, чем у Толстого. Толстой разбирает душу в ее жизненных аспектах; он изучает физиологическую основу мышления, подсознательную работу человеческой воли. Достоевский действует именно в тех психических областях, где мысль и воля находятся в постоянном контакте с высшими духовными сущностями, где поток обычного опыта постоянно разбивается о последние и абсолютные ценности и где никогда не стихает ветер духа. Интересно сравнить, как Толстой и Достоевский разбирают одно и то же чувство – чувство мучительной неловкости. Оба от него страдали. Но у Толстого это чисто социальное ощущение, сознание невыгодного впечатления, которое производит внешний вид человека и его поведение на тех, кому он хотел бы понравиться. У Достоевского же муки неловкости – это муки конечной и абсолютной ценности человеческой личности, раненой, непризнанной и униженной другими человеческими личностями. Поэтому жестокость Достоевского находит в анализе раненого и страждущего человеческого достоинства особенно широкое поле деятельности. У Толстого муки самосознания или имеют социальный характер, или перестают действовать; у Достоевского самосознание метафизично и религиозно и исчезнуть не может никогда».

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что у Сонечки муки неловкости перед Раскольниковым настолько сильны, что она порой теряется, боится с ним заговорить. Не оттого, что боится его (из-за совершенного ним преступления), напротив ей безумно стыдно за свои согрешения: перед Господом, перед самой собой, перед её семьёй. Соне стыдно перед Родионом: «…она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялся, что он оттолкнет её…» [эпилог, ч. 2, с. 497]. Она понимает, что никогда не сможет избавиться от своего позора. Это очень мучает её. Но, несмотря на свои муки, она все равно находит силы и помогает Раскольникову, она, прежде всего, видит в нем человека, а не убийцу, она не боится его, напротив, он вызывает у неё сострадание, он не верует в Бога, она не боится и этого. Более того, её сильная и крепкая вера помогает ей и дает силы на то, чтобы выдержать его резкость, равнодушие к ней, не любовь, грубость, не верее. И вскоре она получает самый ценный подарок в своей жизни: его любовь, его расположение, его веру: «Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её, и что наступила, наконец, эта минута» [19, эпилог, ч. 2, с. 497]. У него появляется вера в воскрешение души человека, он читает Евангелие (воскрешение Лазаря) и в его мире всё меняется. Он находит спокойствие, мир в душе, преданную, красивую, сильную и в тоже время нежную любовь Сонечки Мармеладовой.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Теоретические основы сатиры как жанра. Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе
Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внутреннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно долж­но пред ...

Женские нравы и характеры в комедиях Д.И. Фонвизина. Герои Д.И. Фонвизина перед вызовом просветительских идей
Д.И. Фонвизин по своим убеждениям был просветителем и увлекался идеями вольтерьянства. Он на время стал заложником мифов и легенд о Вольтере, бытовавших тогда в России. Вольтера считали противником религиозности и католической церкви, бор ...

Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова. Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М.А. Булгакова
Уже довольно долгое время литературоведы пытаются выявить причины преемственности литературных традиций, но однозначного решения этой проблемы не найдено. Для нас важно то, что данная связь реально ощутима – М.Шолохов писал: «Мы все связа ...