Разделы


Литературные памятники: от мифологии - к духовной жизни гражданина
Страница 1

Материалы » Крылатые слова в мифах Древней Греции » Литературные памятники: от мифологии - к духовной жизни гражданина

Величайшим памятником являются произведения Гомера. Ему со времен античности приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым, странствующим певцом, одним из аэдов, сочинявшим и исполнявшим эпические песни под аккомпанемент музыкального инструмента.

За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. В том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.

«Илиада» (поэма об Илионе, т.е. Трое) возникла на основе преданий о Троянской войне. Написана особым стихотворным размером, гекзаметром. В «Илиаде» около 15700 стихов. Одно из самых знаменитых мест в «Илиаде» слова троянского героя Сарпедона, обращенные к другу перед битвою. Пример:

Друг благородный! Когда бы теперь отказавшись от брани,

Были с тобой навсегда нестареющи мы и бессмертны,

Я бы и сам не летел впереди перед воинством биться,

Я и тебя бы не влек на опасности славного боя.

Но и теперь, как всегда неисчетные случаи смерти

Нас окружают, и смертному их не минуть, не избегнуть.

Вместе вперед! Иль на славу кому, иль за славою сами[1]

!

Главный герой – Ахилл. Его гнев после оскорбления верховным вождем Агамемноном, - один из основных мотивов, организующих сюжетное единство поэмы.

Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишенного «снижающего» юмора. Классическим считается перевод на русский язык, сделанный Н.И. Гнедичем.

Несколько слов об «Одиссее». Эта поэма также написана гекзаметром и содержит около 12100 стихов. В ее основе всемирно известный фольклорный сюжет: муж после долгих скитаний возвращается неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе.

В образе Одиссея героические черты отступают на задний план перед умом, расчетливостью, хитрой изобретательностью. В «Одиссее» большое количество бытовых картин и сказочного материала. Классический русский перевод этого произведения сделан В.А. Жуковским. В этом произведении также использованы мифологические сюжеты.

В архаический период развивается поэзия. Вот лишь наиболее яркие ее авторы. Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) – первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактико-эпической поэме «Труды и дни» славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов. Другая его поэма «Теогония» (что в переводе на русский язык значит «родословная богов») рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам - покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредотачивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа.

Эсхил (ок.525-456 до н.э.), поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаичную монументальность, композиционную симметрию и статичность. Хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы. Трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив». Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Вопрос о месте потенциальных слов в речи.
Поскольку всякий возникающий речевой факт есть соединение, сочетающее какие-либо языковые единицы (фонемы, морфемы, слова), поскольку и вопрос о потенциальности, окказиональности, актуализации, о системе и норме есть всегда вопрос о совме ...

«Серебряный век» русской поэзии. Анализ стихотворения одного из поэтов «серебряного века» - (А.Ахматовой, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Блока и др.)
Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Слаб голос мой…» Слаб голос мой, но воля не слабеет, Мне даже легче стало без любви. Высоко небо, горный ветер веет, И непорочны помыслы мои. Ушла к другим бессонница-сиделка, Я не томлюсь над се ...

Метафоры
Язык детективов Донцовой, относящийся все-таки к художественной литературе, очень беден метафорически. Использованные же метафоры основаны на снижении лексического потенциала описываемого: «Не в силах произнести ни слова, я ткнула пальцем ...