Разделы


Особенности поэтики публицистических статей В.Г. Распутина. Императив нравственной чистоты языка и стиля
Страница 1

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Особенности поэтики публицистических статей В.Г. Распутина. Императив нравственной чистоты языка и стиля

Как уже было отмечено, творчество является для В.Г. Распутина тайной. Писатель настаивает на автономности, интимности творчества и говорит о невозможности рационального его постижения. Источником литературы в эстетике В.Г. Распутина является жизнь, писатель утверждает приоритет жизни перед литературой. В понятие жизни он включает момент становления, это процесс, непрерывно осуществляемый в прошлом, настоящем и будущем. Он стихиен, развивается по неведомым, таинственным законам, его течение невозможно предусмотреть и полностью воплотить в слове: "…стихийная выверенность, расставляющая, вопреки нашим суждениям, все по своим собственным местам" [2; 107]. Понятие жизнь охватывает все многообразие реальности - природного и человеческого бытия. Художник в состоянии отразить процесс жизни, лишь обратившись к отдельному его фрагменту - создав завершенную модель действительности, упорядочив ее течение в произведении. Ценностным центром литературы в эстетике В.Г. Распутина является человек: "В литературе мир сходится в человеке" [5; 162]. Человек в эстетическом мышлении В.Г. Распутина - тайна, которую можно познать лишь в связи с общей тайной жизни. Писатель стремится к постижению человека в его целостности, поэтому главным эстетическим принципом его изображения становится психологизм, позволяющий исследовать внутренний мир души во всей полноте.

Реалистический метод признается писателем единственно адекватным полноте бытия, позволяющий в полной мере реализовать предназначение литературы. В публицистике утверждается представление об искусстве как самосознании жизни. С точки зрения В.Г. Распутина, все, что включено в жизненный процесс, обязательно найдет свое отражение в литературе, так как сама жизнь нуждается в том, чтобы быть осмысленной. Единственный, кто способен придать жизни осмысленность, преодолеть ее текучесть в форме целого - это художник. Именно поэтому центральная категория эстетики В.Г. Распутина - "правда жизни". Категория правды жизни определяет и представления писателя о том, что в основе художественного произведения должен быть положен только личный опыт автора, обеспечивающий достоверность переживаемого.

С 1970-х годов в публицистике писатель активно размышляет над проблемами языка. Феномен языка осмысляется как "имя нации" - средоточие народной субстанциальности, форма нравственного самосознания народа, поэтому язык в состоянии помочь писателю в исследовании жизни, человека и народного бытия. В.Г. Распутин испытывает тревогу за современное состояние русского языка, который утрачивает понятийную точность. Многократное наращивание смыслов приводит к утрате словом значения. Но главной проблемой является то, что язык перестает обозначать этическую реальность. Отсюда вытекает и представление писателя о задаче литературы, обозначенной понятием "экология языка" - сохранение первичного значения слов. Народность языка других писателей становится одним из основных критериев оценки истинности их прозы.

С конца 1970-х годов В. Распутин размышляет о сущности, предназначении и современном состоянии культуры и искусства. Культура понимается, с одной стороны, как национальный феномен - воплощение души народа, способ его самовыражения. С другой стороны, множество национальных культур находятся в состоянии диалога и в целом составляют общемировую культуру, сохраняя при этом свою специфичность и самодостаточность.

Понятие культуры включает в себя традиции, обычаи, этические и эстетические нормы, язык, литературу и искусство. В.Г. Распутин не проводит четкой понятийной границы между терминами культура, искусство и литература, используя эти понятия как синонимы, поэтому литературный процесс часто выступает аналогом процессу развития культуры и искусства. Классическая культурная парадигма, в целом, и классическая литература, в частности, в публицистике В. Распутина выступает как идеал, поле базовых интерпретаций, которое призвано обеспечивать сохранение культурного кода.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич (1789—1839),— врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 ...

Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького «Челкаш»
В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов — так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них — ...

Критика «Кориона» и распад елагинского кружка
В работе Кочетковой также приводится свидетельство Лукина, что «Корион» Фонвизина, «Русский француз» Елагина и пьеса Ельчанинова «Награжденная добродетель» «вытерпели жестокое нападение». «Хотя оное совсем неосновательно было, - писал Лук ...