Разделы


Особенности поэтики публицистических статей В.Г. Распутина. Императив нравственной чистоты языка и стиля
Страница 2

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Особенности поэтики публицистических статей В.Г. Распутина. Императив нравственной чистоты языка и стиля

Писатель подчеркивает идею преемственности русской литературной традиции. В поле рефлексии В.Г. Распутина входят, во-первых, литературная жизнь XIX века - идейное противостояние западников и славянофилов. Во-вторых, эпоха Серебряного века, трактуемого как вершина развития русской культуры, которая в предчувствии скорой катастрофы до предела реализовала свой потенциал. В-третьих, В. Распутин анализирует парадокс революционных лет - как русская литература, во многом подготовив октябрьскую революцию 1917 года (В. Розанов), спасла впоследствии национальную культуру и самосознание (В. Непомнящий). В-четвертых, литература 1960-х - первой половины 1980-х годов, взявшая на себя миссию правдоискательства, проповедничества. По мысли писателя, она подготовила духовно-нравственное возрождение, возврат к истокам. В. Распутин анализирует и кризис литературы 1990-х - начала 2000-х годов. Литературе, продолжающей традиции классики, противопоставляется литература "постмодернизма" ("погребальная литература", "трупоядствующая словесность", "смердяковщина") и современная развлекательная литература ("наркотические таблетки в книжной обертке"). Писатель надеется на кратковременность этого явления.

В публицистических статьях В.Г. Распутина говорится о необходимости господдержки культуры, выдвигаются требования введения государственных ограничений массовой культуры. С точки зрения писателя, художник не знает всех возможностей своего творческого мастерства, находится в постоянных поисках средств изображения, моделирования изменяющейся жизни. При этом он должен следовать собственным познаниям о жизни и познанным ценностям.

Находясь в границах эстетики реализма, В. Распутин не отрицает права на вымысел. Художественный вымысел понимается как прием поэтики, позволяющий максимально выразить нравственный смысл происходящего в реальности. Эстетическое представление о бытии как о тайне, которая должна быть передана в художественном произведении, обусловливает поэтику многозначности. В публицистике В.Г. Распутина устанавливается баланс между мыслью, эмоцией и стилем в рамках художественного произведения. В.Г. Распутин-критик предъявляет авторам требование простоты, в которой проявляется мастерство, т.е. умение передать глубокие истины о жизни, доступные писателю, перевести их на понятный читателю язык. Творческий процесс в эстетическом сознании В.Г. Распутина связан с погружением в создаваемый художественный мир, обеспечивающим целостное его видение. Основной трудностью творчества для В.Г. Распутина является поиск и последующее сохранение устойчивой авторской позиции по отношению к изображаемой реальности, позволяющей зафиксировать непрерывный процесс жизни.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Образ-символ сада в пьесах Чехова
Образ сада является важной частью художественного мира драматургии А.П. Чехова. В пьесе «Иванов» первое действие проходит в саду в имении Иванова. Но и в дальнейшем сад постоянно присутствует в речи героев: «Пока они все в саду, нечего св ...

Отец Горио. Роман (1834—1835)
Главные события происходят в пансионе мамаши Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретаются семь постоянных «нахлебников»: на втором этаже — юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем — отставной чиновник ...

«Тамань»
Прежде всего обращает на себя внимание лирическая окраска повествования в сравнении с предыдущими новеллами и сочетание лирических и объективно-драматических элементов. Заметим, что этому соответствует раздвоение героя: в одно и то же вре ...